Как появилась официально должность старшего по дому в Ульяновской области, где-то в 2010 году, так вопрос о ее необходимости постоянно витает в воздухе и «материализуется» в спорах жителей региона.
Так кто они, эти старшие по дому?
Это люди, которые наделены как обязанностями, так и правами, что касается и старших по подъездам, и старших по домам. Они не только должны принимать участие во всех заседаниях домового комитета, но и контролировать, как убирают подъезды, лестницу, лифт, соблюдаются ли правила противопожарной безопасности, висят ли замки на двери подвала, платят ли жильцы за ЖК-услуги и многое другое. Кроме того, они обязаны улаживать все конфликтные ситуации между собственниками, арендаторами и административными органами. На деле очень часто случаются инциденты из-за конфликтов и противостояний между жильцами и… самим старшим.
С того времени, как официально введена эта должность, старшие по дому стали получать денежные вознаграждения или льготы (до того момента это считалось общественной работой, но, увы, сейчас не найти людей, бескорыстно занимающихся в общем-то нелегким делом). Конфликты между жильцами и управляющими компаниями случаются довольно часто, и, как правило, старшие по домам, вынужденные выполнять решения УК, становятся на ее стороне, а не защищают интересы соседей. Потому часто можно слышать, как люди их называют «прикормленными управляющей компанией», «предателями» и так далее.
«Институт старших неплохо было бы упразднить»
Вот какие мнения мы услышали от жителей Ульяновска, которых опросили.
Сергей Васильевич:
– Много лет прошло с тех пор, как был введен институт старших по дому. Давно надо было понять, что от старшего по дому, назначенного с подачи УК, толку не будет. Когда выбирают соседи, они знают, на что человек способен, и могут спросить с него и заменить, если не справляется. Старший по дому должен обладать отменным здоровьем, быть юридически подкованным, пробивным и иметь связи в надзорных органах. От активности жильцов, старших по дому и подъездам зависит очень многое: ремонты, порядок, чистота, уют… Но такие – редкость. Ситуация тупиковая.
Сергей, Ленинский район:
– Я считаю, что содержать старшего по дому на деньги его соседей – это извращение. Не должен старший ни акты выполненных работ подписывать, ни сам эти работы принимать, он же не специалист, и управляющей компании не составляет никакого труда навешать ему лапши на уши. Лучше было бы так: УК закрепляет за домом или группой домов своего штатного работника, который, как хаус-мастер в Германии, и будет ведать в доме всеми вопросами по содержанию общего имущества, принимать работы и подписывать эти акты – но от имени УК, которая тем самым берет на себя ответственность за качество. Иначе – халтура.
Людмила Васильевна, Нижняя Терраса:
– Мы старшего по дому выбрали сами и претензий к нему не имеем. Но что плохо – нет у нас обратной связи. Мы знаем – запланировано то-то и то-то. А вот сделано ли? Во что это нам обошлось и сделано ли качественно или как всегда – на эти вопросы у нас нет ответа. Поэтому складывается мнение, что нас обсчитали, обманули.
Галина:
– Я считаю, что старшие нужны. Если человек ответственный и честный, он будет отслеживать, куда тратятся средства. Должен быть неподкупным, иначе ни к чему такой посредник с УК. Эти коммерсанты формально относятся к содержанию жилья, нужен кто-то, кто смог бы проконтролировать их работу.
Полина Александровна:
– И не знаешь, как к нашей старшей по дому подступиться. Городской телефон отключила, сотовый держит в тайне. Все – в недоумении, а она говорит – чтобы ее не беспокоили
Вера Ивановна:
– Работа старшего, я вам скажу, – собачья, выполняют они любые, порой глупые, прихоти жильцов, чувствующих себя при этом господами. А для УК старший по дому – вроде щита. Многих, конечно, пытаются подкупить – сейчас многое покупается и продается. Уверена, не будет порядка, пока не вернемся к простым советским домоуправлениям без всяких надстроек типа УК.
Александр:
– Многие мои соседи считают, что старшие по дому не нужны. Среди них редко встречаются профессионалы, часто – подкупленные УК люди. Отчеты о проделанном, подписанные ими, безграмотны, и не определишь, за какую работу сколько отдали. Никому не нужны документы, созданные от руки, от ноги, от потолка. Институт старших было бы хорошо упразднить.
Конфликт на улице Ульяны Громовой: когда старшая – такая страшная…
Бесспорно, от старших по дому зависит многое, и не только состояние дома, защита интересов жителей, но и микроклимат внутри двора. О печальной, если не сказать – ужасающей, ситуации нам рассказали жители улицы Ульяны Громовой. Интересно, что рядом два дома, обслуживаемые разными УК, и два совершенно разных старших по домам. Сегодня не будем о приятном. В одном из домов назрел конфликт между старшей и жильцами. Последние были против строительства детской площадки – детей в доме считанные единицы, а содержание площадки и ответственность ложится на плечи жильцов, старшая же явно руководствовалась чьими-то указаниями.
Одна из жительниц дома, Лариса, делала в квартире ремонт. Рабочие упаковали в мешки мусор и поставили аккуратно рядом с мусором соседей. Так делали всегда, чтобы не засорять мусоропровод. Ларису подкараулила старшая в сопровождении «своих» людей и стала требовать шесть тысяч рублей якобы за уборку этого мусора. Лариса не дала, потому что она оплачивает кому следует вывоз ТБО. Вскоре она, находясь в своей квартире, услышала страшный грохот. Пыталась открыть дверь – никак. Оказалось, ее дверь завалили мешками с мусором, со старым кафелем – и ее, и соседскими– да еще и дверь исцарапали. Потом выяснилось, что это сделал дворник по указанию старшей по дому.
Вот и подумаешь – нужны ли такие старшие?
На снимке: улица Ульяны Громовой.