Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

В Ульяновской области некоторые батюшки плохо работают

В конце прошлого года в Ульяновске прошло епархиальное собрание духовенства Симбирской епархии. Как водится, подводили итоги. С докладом выступил Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Мы выбрали самые интересные тезисы.

О храмах
Сейчас в Симбирской епархии — 124 прихода, в том числе 6 архиерейских и 3 монастырских подворья. Действуют 3 женских монастыря: Спасский женский монастырь г. Ульяновска; женский монастырь Архангела Михаила с. Комаровка Ульяновского района; женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Ляховка Майнского района.
Иногда храмы строят без благословения. Например, строительство Крестовоздвиженского храма в с. Смышляевка Кузоватовского района зашло в тупик. Оказалось, что один предприниматель решил без разрешения митрополита воздвигнуть храм. При этом епархия и знать не знала, что идет строительство.
В Симбирской епархии 137 священнослужителей, из них 124 священника и 13 диаконов. 4 марта 2022 года было принято решение об открытии женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Ляховка Майского района. На должность игумении этого монастыря назначена монахиня КЛЕОПАТРА (Ефремова).
У нас 19 монахов, в том числе: игуменов — 4; иеромонахов — 15. Насельниц женских монастырей — 65. В прошлом году в епархии было совершено три монашеских пострига.
О священнослужителях
Но священнослужителей в регионе не хватает. Как говориться, вакансий полно. Сегодня в епархии 124 храма. Из них 57 не имеют настоятелей. Чтобы была полноценная церковная жизнь, такого количества духовенства, как сейчас, недостаточно.
В прошлом году был учрежден Центр подготовки церковных специалистов Симбирской епархии. Это духовное учебное заведение первой ступени с трехгодичным обучением. Его выпускники могут быть рукоположены в священный сан (в отличие от выпускников светских вузов по специальности «Теология»), а также смогут поступить после окончания центра сразу на третий курс семинарии. На пастырском отделении обучается 13 человек. Это в основном взрослые, работающие, семейные верующие люди.

Митрополит Лонгин на епархиальном собрании

Митрополит Лонгин считает, что настоятелям храмов необходимо заботиться о пополнении числа учащихся центра. Каждый священник должен уделять внимание людям, которые ходят к нему в храм, и всматриваться в тех, кто хочет и может учиться в духовной школе. Особенно, если это молодые люди, которые в перспективе могут принять сан.
Кстати, в планах открыть в Симбирске-Ульяновске небольшую семинарию. Исходя из этого, епархия ведет работу по возвращению Церкви здания бывшего духовного училища.

Церковь и школа
Школам города и области епархией было передано 400 учебных пособий по ОПК (основы православной культуры).
Модуль, который будут изучать дети, выбирают их родители на родительских собраниях. В Ульяновской области, ОПК выбирают чуть более 35,4 %. Для сравнения: процент выбора модулей «Основы светской этики» — 52 %, основы мусульманской религиозной культуры – 11 %.
В епархии действует 35 школ для детей, в которых занимаются более 1100 воспитанников, и 11 для взрослых, в них обучается около 200 человек.
Летом, воспитанники воскресных школ смогли отдохнуть в детских оздоровительных лагерях, где были организованы православные отряды.

Церковь и собственность
В Управлении Росреестра по Ульяновской области в 2022 году было зарегистрировано право собственности Симбирской епархии, а также её канонических подразделений, на 27 объектов недвижимости, право безвозмездного пользования на 5 объектов недвижимости.
Завершились судебные процессы по признанию права собственности на храмы – объекты культурного наследия: федерального значения — храм Воскресения Христова (ул. К. Маркса, д.54); регионального значения —Неопалимовский храм (пер. Амбулаторный, 18А).
Остаются не оформленными более половины объектов недвижимости: из 154 объектов не оформлены 87 (здания и земельные участки).
В 2022 году юридическая служба представляла интересы епархии и приходов в мировых судах и судах общей юрисдикции по 7 исковым производствам; в органах прокуратуры по вопросу законности передачи объектов недвижимости в собственность Симбирской епархии.

О служении
Лонгин отметил, что в храмах, прежде всего, должно совершаться богослужение — благоговейно и регулярно. Необходимо ориентироваться на предложенное епархиальным управлением расписание. Естественно, что ежедневное богослужение возможно только в условиях многоклирного прихода. Но обязательно должны выделяться праздничные дни, когда богослужение совершается неукоснительно.
К сожалению, многие батюшки относятся к богослужению как к некой досадной нагрузке, поэтому им хочется отслужить как можно быстрее.
«Еще одна примета правильно устроенного на приходе богослужения — когда прихожане становятся не просто «зрителями» и «слушателями», но и участниками службы. Далеко не все могут петь на клиросе, но практически все могут читать. Если учить этому людей, то они очень скоро начинают понимать богослужение и оно становится для них пищей для души. И на этой основе можно выстраивать уже и остальную приходскую жизнь – воскресную школу, социальную, молодежную работу».
Очень много значит личный пример священника, его образ жизни, поведение, обращение с людьми, самое главное — его искренность. Люди должны видеть, что священник — это служитель Христов.
«Уже практически ушли поколения, впитавшие в себя традиции церковности с детства. Все больше становится тех, кто заходит в церковь лишь поставить свечу и заказать требу. Может быть, кого-то из батюшек это и устраивает, но и такой «паствы» со временем не останется».
Люди, приходящие сегодня в храм, не знают зачастую элементарных вещей. Духовная безграмотность, с одной стороны, и набор самых нелепых суеверий, с другой. Опыт показывает, что иногда и люди, годами посещающие храм, остаются на том же уровне познания церковной и духовной жизни. О чем это свидетельствует? Скорее всего, о том, что они не встретили на своем пути пастыря, который выразил бы желание их чему-то научить.
На многих приходах ситуация с совершением богослужения остается неудовлетворительной.
В нашей епархии устоялось и такое «правило», что каждый священник сам для себя источник всех прав и полномочий и делает только то, что он хочет и как хочет. В частности, это касается времени совершения богослужения. Один наш батюшка служил у себя в храме в райцентре по воскресеньям Литургию в пять часов утра. Почему, зачем?
В другом райцентре всенощное бдение под праздник совершалось в час дня. Когда туда пришел крестный ход, накануне праздника великомученика Пантелеимона, люди рассчитывали прийти к вечерней службе и поучаствовать в богослужении. Однако им сказали, что служба давно закончилась…
Митрополит подчеркнул, что вечернее богослужение в Русской Церкви обычно начинается в пять часов вечера. «Да, в селе, в определенных условиях, его можно начать в четыре вечера. Я даже соглашусь, что при определенных условиях его можно начать в три часа. В этом проявляется непонимание службы и небрежное отношение к ней. Утреннее богослужение лучше всего начинать в 8 часов утра. В городе в воскресный день мы начинаем в 7 утра раннюю Божественную литургию, в 9 часов утра — позднюю Божественную литургию».
Среди недостатков, надо сказать об исповеди — точнее, о неправильном ее совершении или отсутствии. В некоторых храмах епархии исповеди не совершается вообще.
«Однажды прямо на моих глазах перед Причастием священник вышел на солею и стал возлагать епитрахиль на голову людям, одному за другим. Крестит ее и отпускает — и так человек пять-семь, может быть, и больше. Пока я читал молитву ко Святому Причащению «Верую, Господи, и исповедую…», — он всех их пропустил. Я спрашиваю: «А что это Вы делаете?». Он говорит: «Исповедую»…
На самом деле это не просто профанация совершения таинства, а самое настоящее беззаконие, за которое священник подлежит запрещению. И тем более является беззаконием так называемая «общая исповедь». Церковь не знала и не знает такой формы исповеди. А когда сегодня в храме стоит десять, двадцать человек, и при этом совершается «общая исповедь» — это нарушение священником его присяги».
Другая крайность — непомерно высокие требования к подготовке ко Причащению — может приводить к тому, что человек причащается 1-2 раза в год. Этого тоже следует избегать.

Exit mobile version