В прошлом году Ульяновскую область потрясла история многодетной матери, у которой изъяли пятерых детей. Якобы они голодали, бедствовали. Ульяновцы, как водится, сразу же осудили такую мамашу. Но женщина не сдалась и доказала, что её дети должны быть в семье.
Дети у окна
30-летняя Оксана Макмерова и 32-летний Андрей Чигрин живут в гражданском браке шесть лет. Детей в семье семеро. Из них трое – Оксаны (до «замужества») и четверо — общие. Всего три сына и четыре дочери, старшему ребёнку на тот момент было 11 лет, остальным – по 8, 6, 4, 3, 2, самому младшему – два месяца.
Оксана тогда была домохозяйкой. Семью обеспечивал Андрей. Он работает вахтовым методом в Москве слесарем-ремонтником. Зарплата – около 80 тысяч в месяц. Помимо этого многодетная мать получает пособия на детей – около 30 тысяч рублей в месяц. За второго ребёнка она взяла материнский капитал.
Проживала семья в двух комнатах муниципального общежития на улице Станкостроителей в Засвияжском районе. Площадь одной комнаты – 18 кв. м, другой – около 13 кв. м. Жильё семье досталось от родителей Оксаны.
Семья Макмеровой состояла на учёте в полиции с 2013 года. В соцзащите рассказали, что женщина якобы не раз привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Семью часто навещают с проверкой органы системы профилактики.
17 июня 2021 года органы опеки забрали у Оксаны пятерых детей. В тот день ей необходимо было отлучиться из дома для оформления малышей в детсад. Гражданский муж был на вахте, поэтому посидеть с пятью ребятишками пришла её знакомая Ольга. Двое старших детей в тот момент были в лагере.
– Когда Ольга вышла из комнаты, четырёхлетний Максим и шестилетний Артём с двухмесячной Дариной на руках забрались на подоконник. Кто-то из соседей с верхнего этажа их заснял и отправил фотографии в органы опеки. Старший ребёнок укачивал девочку, чтобы она не плакала, – рассказала Оксана.
На место незамедлительно выехали сотрудники соцзащиты и органы опеки. Когда Оксана прибежала домой, детей уже одевали. Она пыталась их забрать, но не вышло. Ей оставалось лишь подписать документ на передачу пятерых детей в детский дом по собственному желанию.
Хорошая семья
24 июня Екатерина Сморода, уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области, в соцсети так написала о произошедшем: «Голодные, собирающие крохи хлеба малыши метались по подоконнику, старшие пытались качать младенца на руках, падали вместе с ним. Спальных мест в комнате, где на членов семьи приходится менее 1 кв. м, для детей нет, предметов ухода за новорождённым – нет, одежды и игрушек – нет. И мамы в очередной раз дома с детьми нет».
После того, как информация появилась в интернете, на Оксану посыпался шквал обвинений. Прокуратура Засвияжского района начала проверку.
Родителей называли чуть ли не алкоголиками, но эту информацию не подтвердил ни один их знакомый. Даже директор школы, где учатся старшие дети, встал на сторону семьи.
– Юля проучилась у нас год. Девочка ни разу не пропускала занятия без уважительной причины. Домашние задания выполнялись в срок. Девочка всегда опрятная, – отметила учительница Екатерина Мулдагалиева. – Дома я у них была, но грязи не увидела. Мама адекватная и не алкоголичка.
«Наша борьба»
Оксана стала бороться за своих детей. Она обратилась в редакцию «МГ» и рассказала свою историю. Проверив все и встретившись с родителями и детьми «Молодежка» встала на защиту семьи. Но органы опеки уже предъявили Макмеровой иск о лишении родительских прав и взыскании алиментов на содержание детей. Начались многомесячные судебные тяжбы.
Причём Оксана в прямом смысле стала доказывать, что она хорошая мать, и даже прошла социально-психологическую подготовку по повышению родительской компетентности и грамотности в вопросах воспитания детей.
Женщина собрала все характеристики на ребят по школам и детсадам, дабы представить доказательства соцзащите, что дети не отстают от других. На протяжении девяти месяцев она навещала детей в интернате и всегда была с ними на связи.
Оксана нашла работу, и семья в начале этого года приобрела собственную более просторную квартиру. Закупили всё, что необходимо для образования и воспитания детей.
В итоге в феврале областной суд признал, что детей отобрали без достаточных оснований. Рассмотрев апелляционную жалобу матери, Фемида отменила решение районного суда о лишении её родительских прав.
Оксана также благодарит ульяновскую организацию «Родные люди» за бесплатную юридическую и социально-психологическую помощь.
— Дети наконец-то вернулись в семью. Решение суда о лишении родительских прав отменили. Но кто отменит боль в сердце и страх потери детей? Особенно больно за новорождённую малышку, ведь она была оторвана от грудного вскармливания и оказалась в доме ребёнка в важнейшие первые месяцы своей жизни, — заявила Татьяна Ермолаева, председатель «Родных людей». — Это радость со слезами на глазах.
Грустно… Но есть вопрос. Как вы думаете, понесет ли кто из районных и областных чиновников наказание за бездушное отношение к семье? Этот вопрос мы адресуем губернатору области Русских…
Антон БЕЛКА.