Просмотры3146Комментарии0

Сотрудник федеральной службы судебных приставов рассказал, что делать, если позвонили коллекторы

Врио руководителя УФССП России по Ульяновской области Бекесов Руслан Ербулатович рассказал, какими правами и ответственностью обладают коллекторы и что делать обычному гражданину, когда ему звонят «выбиватели» долгов.

Федеральная служба судебных приставов в соответствии с действующим законодательством ведёт государственный реестр и надзирает за работой юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, так называемых «коллекторских организаций».

– Какие  результаты работы по данному направлению деятельности достигнуты Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области с начала 2021 года?

– В настоящее время в Ульяновской области в государственном реестре юридических лиц зарегистрировано два юридических лица, которые подконтрольны Службе судебных приставов в части соблюдения норм действующего законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Также на территории нашего региона зарегистрированы восемь микрокредитных организаций и одно обособленное подразделение юридического лица, находящегося на территории другого региона.

В 2021 году в Управление поступило 183 обращения от граждан на применение юридическими лицами незаконных методов взыскания просроченной задолженности. Более 50 % от общего количества поступивших обращений поступило от граждан на деятельность микрокредитных и микрофинансовых организаций, осуществляемую с нарушением  норм  действующего законодательства.

По результатам рассмотрения в рамках примерно каждого четвертого обращения выявлены нарушения при осуществлении данной деятельности и в отношении виновных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях.

С начала текущего года УФССП России по Ульяновской области составлено 35 протоколов об административных правонарушениях, из них – 25 протоколов составлено на действия микрофинансовых организаций и их сотрудников, 9 протоколов – на действия коллекторских организаций, 1 протокол – в отношении  организации, не имеющей права заниматься  деятельностью по возврату просроченной задолженности.

– Какие меры ответственности назначены в данном случае правонарушителям?

– Ответственность за правонарушения в сфере осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности предусмотрена  ст. 14.57 КоАП РФ. По результатам  рассмотрения дел об административных правонарушениях  по данной статье КоАП РФ судами Ульяновской области приняты решения о наложении штрафов на общую сумму 1 млн. 55 тыс. руб. На сегодняшний день взыскано 950 тыс. руб.

– Внесенные в законодательство последние изменения каким либо образом коснулись обсуждаемой сферы деятельности?

– Безусловно. Так, Федеральным законом от 11.06.2021 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу  22 июня 2021 года, в КоАП РФ в часть 1 статьи 14.57, которая предусматривает ответственность за нарушения в обсуждаемой нами сфере, внесены изменения в части увеличения штрафа(от 20 до 500 тысяч рублей).

Кроме того, изменен орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.57 КоАП РФ. Согласно дополненной статье 23.92 КоАП РФ с 22 июня 2021 года полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности переданы от судей должностным лицам ФССП России.

Последние нововведения коснулись и способа взаимодействия коллекторских организаций с третьими лицами. Так, с 01 июля текущего года направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;

2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.

Ранее  согласия третьего лица при осуществлении такого взаимодействия не требовалось.

– Напомните жителям нашего региона общие правила для коллекторских организаций? Когда и как они могут напоминать о долгах и что будет является превышением их полномочий?

– Согласно нормам действующего законодательства коллекторы имеют право общаться лишь с должником либо его поручителем по кредиту. Какие-либо действия взыскателя по отношению к другим лицам и работодателю должника запрещены.

По установленным законом правилам банки, микрофинансовые организации и коллекторы имеют право на общение с должником в определенных временных рамках: с 8:00 до 22:00 часов в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 часов – в выходные и праздничные дни. Также должны быть соблюдены условия «максимального количества информирования», например путем телефонных переговоров: не более одного раза в течение суток,  двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Общение может осуществляться в ходе личных встреч, по телефону, почте, электронной почте и т.д. При непосредственном общении с должником коллектор обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, место работы и адрес ее расположения.

Превышением полномочий является несоблюдение законодательно установленных лимитов общения, осуществление звонков в неустановленное законом время.

Также коллекторам запрещено применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применением, угрозу убийства или причинения вреда здоровью, уничтожать либо повреждать имущество либо угрожать таким уничтожением либо повреждением, применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, оказывать психологическое давление на должника и иных лиц с использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно передачи вопроса о возврате образовавшейся просроченной задолженности в правоохранительные и судебные органы, возможности применения в отношении должника мер административного и уголовно-процессуального воздействия, осуществлять взаимодействие с третьими лицами без одновременного согласия должника и третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.

Нарушение установленных законодательством требований влечет ответственность за неправомерные методы взыскания.

– И в завершении несколько советов как вести себя гражданам в подобной ситуации?

Если коллекторы стали предпринимать к гражданам незаконные действия, то они имеют право обратиться с заявлением в компетентные органы по месту жительства: в службу судебных приставов, органы полиции, прокуратуры, Роскомнадзор, которые, в свою очередь, проводят проверки по заявлениям и принимают соответствующие меры ответственности к виновным лицам в пределах своей компетенции.

К обращению, направляемому в Службу судебных приставов, желательно приложить или предоставить в последующем  аудиозаписи телефонных разговоров c требованиями возврата просроченной задолженности; скриншоты (фото) смс-сообщений с указанием номера телефона отправителя; копии писем (уведомлений), направленных в адрес заявителя от кредитора; детализацию звонков, а также договор на оказание услуг связи (на принадлежащий номер телефона, по которому осуществляется взаимодействие); копию договора, по которому образовалась просроченная задолженность; кредитную историю, полученную в Бюро кредитных историй.

В обращении необходимо указать установочные данные должника (заявителя), адрес регистрации, а также наименование кредитора или лица, действующего от его имени.

Обращение можно подать через интернет приемную  на сайте Управления: r73.fssp.gov.ru, оправить по почте по адресу: 432049 г. Ульяновск, ул. Азовская, д. 95  или позвонить по телефону доверия 8 8422 40 11 17.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное