В минувшие выходные в ульяновский речпорт заплыло трёхголовое чудище. Многие ульяновцы были в лёгком шоке от увиденного. Чудо-юдо встречал и корреспондент «Молодёжки».
Откуда прибыла ладья
Древнерусская ладья «Змей Горыныч» посетила Ульяновск в рамках международной научно-исследовательской экспедиции «Путь Рюрика». Цель проекта – найти место, откуда призвали князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение в Старую Ладогу и Новгород и каким путём они прибыли.
Судно строилось в Жигулёвских горах Самарской области 3,5 года, по канонам деревянного кораблестроения девятого века. Оно побывало в десяти странах и начало путь в 2019 году из Тольятти.
Капитан ладьи, руководитель экспедиции и глава Святорусского богатырства — иеромонах Феоктист рассказал о своём судне:
— «Змей Горыныч» строился нашими руками. Это славянская боевая ладья, которая выполняла и купеческие, и боевые цели. И на этой ладье мы отправились на поиск острова русов по пути «Из варяг в арабы». Нашей задачей было пройти десять стран Балтийского моря, чтобы среди 24 островов-претендентов определить, откуда произошли русы.
Родину русов, кстати, нашли – в Моонзундском архипелаге. Остров соответствует описанию «Повести временных лет».
В «симбирских» краях экспедиция уже второй раз. «Флот» скоро пополнится тремя 18-метровыми кораблями, на которых разместятся по 40 воинов в полном древнем облачении. Они повторят поход 862 года.
Ульяновцы встретили «Горыныча»
На речпорту толпа ульяновцев собралась около первого причала. «Горыныч» медленно подплывал к берегу. Экипаж приветствовал жителей города радостными криками.
Первыми на борт пустили журналистов, затем на ладью взошли взрослые и дети. Казалось, что от такого количества людей судно накренилось на левый бок и вот-вот перевернётся. Но, слава богу, всё обошлось!
Корреспондент «МГ» поговорил с коком Ириной Коваленко. Она пояснила, что на кухне работают круглосуточно. На сон всего шесть часов, однако и другие члены экипажа постоянно трудятся. Большая часть времени уходит на приготовление еды. Приходится работать в спартанских условиях: на жилой и верхней палубах мало места, а кухня — всего 0,5 м на 1 м.
— Самый большой переход был шесть дней пути — из Калининграда до Санкт-Петербурга. Мы запаслись припасами. Места немного – приходится искать маленькие ящички, чтобы чётко всё укладывать. Свежие овощи, фрукты и салаты у нас каждый день. Мясо и рыбопродукты мы берём только на первые два дня. Всё остальное – консервированное. В медном чайнике из Норвегии завариваем травы: душицу, мяту, зверобой, смородиновый лист, — сообщила кок «Змея Горыныча».
Койки размещены плотно, в два ряда по двум сторонам общей каюты: четыре штуки для мужчин и по одной – в двух отдельных каютах — для женщин. Кстати, женщины, как считает Ирина, на корабле не к беде, а к счастью и уюту – они «одевают» и кормят мужчин, которые при них не ругаются и ведут себя достойно.
Приняли за дракона
Экипаж поведал истории, которые происходили с судном во время экспедиции.
— У нас порвался шланг на двигателе, — вспоминала Ирина Коваленко. – Мы шли по нейтральной территории по Балтике, и у нас не было визы – пристать к берегу могли лишь в случае сильного шторма. Мне было страшновато: я закрылась в комнатке, закрыла глаза и думала, чем всё кончится. Несмотря на отсутствие визы, мы позвонили в погранслужбу, прибыл военный корабль, и нам дали добро и завезли в гавань. Мы только перекрестились – надвигался шторм. Тем не менее нам поставили чёрные метки, потому что мы нарушили Шенгенскую зону. Местные жители города помогли – поехали в автомагазин и привезли два шланга, много трансмиссионного масла, сделали ремонт, дали много провизии. «Грозные» начальники порта и полиции, которые пришли к нам, уходили весёлые, примерив щиты и мечи.
Бывали и более весёлые случаи. Например, экипаж катера береговой охраны Финляндии принял «Горыныча» за реального монстра. Эта «оптическая иллюзия» случилась из-за тумана.
Евгений КВАТОВ.