Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Симбирских гимназистов били по субботам

Каждый год ульяновские школьники садятся за парты, чтобы грызть гранит науки. Но так было не всегда. «Молодёжка» выяснила, как учили детей в Симбирской губернии.

Порядки в гимназии 

— Если говорить о Симбирской мужской гимназии, то здесь в XIX веке обучались самые талантливые мальчики со всей губернии, — говорит старший научный сотрудник музея «Симбирская классическая гимназия» Ирина Макеева. — Сословная принадлежность роли не играла. Например, в гимназию дали поступить инородцу, чувашскому мальчику Ивану Яковлеву, который закончил курс с золотой медалью. В то же время из гимназии исключили «по неуспешности» сына уездного предводителя дворянства Тенешева.

Курс в мужской гимназии был рассчитан на восемь лет обучения. При переводе в следующий класс ученики сдавали экзамены. Если ребёнок «застрял» на два года в одном классе, «не показав успехов» (не сдав экзамены – авт.), — прощай, гимназия. За всю историю учебного заведения только один раз ученика оставили на третий год в том же классе.

В гимназию могли поступать все. Главные критерии — это знания и подготовка. При поступлении ребёнку необходимо было пройти три «приёмных испытания»: закон Божий, математика, русский язык. Конкурс в среднем составлял три-четыре человека на место. Но далеко не все доходили до конца. Был случай, когда со всего класса (порядка 30-40 человек) до выпуска дошли лишь восемь учеников.

Ирина Макеева

В те времена не существовало принципа, что родители должны отдать ребёнка учиться по достижении им определённого возраста. Часто дворяне не хотели, чтобы сын покидал родовое гнездо и уезжал на учёбу в губернский город. Они могли несколько лет обучать ребёнка дома, нанимая ему репетиторов, а затем он поступал, например, в третий или пятый класс гимназии. Были и те ученики, которые обучались до конца шестого класса дома, затем сдавали экзамены и поступали в седьмой класс. Последние два года ребята учились всё же непосредственно в гимназии, чтобы иметь больше шансов сдать экзамены на аттестат зрелости.

Было разрешено и такое, когда ученик все 8 лет обучался дома и потом просто сдавал выпускные экзамены в гимназии, но тут свои подводные камни. Если гимназисты сдавали 10 экзаменов (5 письменно и 5 устно), то учившиеся экстерном — 17. И их крайне часто ожидала неудача.

Возраст учеников значения практически не имел. Если сейчас одноклассники — это в основном ровесники, то в старинной гимназии за одной партой могли оказаться ученики разного возраста, с разбросом в среднем в пять лет. В первый класс ребята шли примерно в 10-12 лет.

Правила и расписание

Ученики приходили на уроки к 9.30. После общей молитвы начинались занятия, которые длились по 55 минут. Всего 5 уроков. Среди дня проходила одна большая перемена в 25 минут на обед и зарядку. Другие перерывы были маленькими. Учились гимназисты шесть дней в неделю. Примечательно, что в гимназии не было столовой и дети обедали тем, что приносили из дома.

При этом регламентировалось даже время для выполнения домашнего задания. Ученики младших классов делали уроки с 17.00 до 20.00, а старшеклассники — до 22.00.

В учебное заведение разрешалось приносить только тетради и книги. Самые простые часы были под строгим запретом, чтобы дети не отвлекались. Более того, настенные часы висели лишь в холле и в одном из классов. Считалось, что ребёнку не нужно знать, сколько времени осталось до конца урока, чтобы он не мог просчитать, успеют ли его вызвать к доске.

— Внутренние правила гимназии строго регламентировали всю жизнь ученика: религиозные обязанности, учение, расписание, диктовали, как общаться с педагогами и одноклассниками, оговаривали отношение к начальникам и наставникам. Любое их нарушение строго каралось, — объясняет Ирина Федоровна.

Били по субботам

Был период в истории гимназии в 30-50 годах XIX века, когда учебное заведение работало по николаевскому уставу 1828 года. В ту пору во всей России применялись телесные наказания.

— В гимназии учеников наказывали жёстко, — продолжает Ирина Макеева. — Экзекуции, когда гимназистов били розгами, проходили по субботам. Но никогда наказание не было необоснованным, каждый ребёнок знал, за что его бьют. Для того, чтобы наказание не воспринималось как тюремное, и из уважения к детям недопустимым считался контакт прута с голым телом ребёнка. Ребят наказывали строго в одежде. В итоге воздействие было не столько физическим, сколько нравственным, психологическим.

Но в 60-х годах правила поменялись, и телесные наказания не просто были отменены, уже наоборот, педагог мог лишиться работы за рукоприкладство. Действовать и призывать ребят к порядку предписывалось только за счёт внушения, доброго слова наставника. Если же доброе слово не помогало, то ребёнка наказывали дополнительным временем, которое он должен был провести в гимназии после уроков (на час или на два). Такое наказание выносилось за невнимательность, разговоры на уроке, опоздание на утреннюю молитву и так далее.

— В особо серьёзных случаях ученика отправляли в карцер на чёрный хлеб и воду, — добавляет Ирина Федоровна. — Это была крайняя мера. Решение о наказании пребыванием в карцере мог принять только экстренно созванный педсовет. Так, например, ученика могли поместить на час в карцер за самовольный уход с урока. В архивных документах часто упоминается наказание карцером за провинность «прибил товарища». Это означало драку ребят во время перемены. Драка считалась серьёзной провинностью, так как являлась нарушением одного из главных правил – уважительно относиться к другим ученикам. Строгое наказание выносилось, если гимназист был дерзок с учителем. В лучшем случае ребёнка отправляли в карцер, но чаще всего исключали. Авторитет педагога в то время был на недосягаемой высоте. Самым жёстким наказанием являлось отчисление из гимназии.

Закон Божий

Что касается предметов для изучения, то программы в старинных и современных гимназиях сильно различаются. В XIX веке приоритетными дисциплинами были античные языки: латинский и греческий. На латынь давалось 24 % учебного времени, 17 % на греческий и 9 % на новейшие европейские языки (французский и немецкий). Всего языки составляли 50 % учебного плана. Всего на гуманитарные науки отводилось 75 % всех занятий.

Также старинную гимназию от современной отличало преподавание закона Божьего. В XIX веке церковь не была отделена от государства, а школа — от церкви. Учебные заведения в то время считались подконтрольными Священному синоду.

Преподавались также чистописание и логика. Были и предметы, которые изучают в современных школах: русский язык, словесность (литература), все разделы математики, физика, космография (астрономия), история, география

Образованные матери

В XIX веке гимназии делились на мужские и женские. И делалось это не для того, чтобы юноши и девушки не отвлекались друг на друга во время уроков. Основная причина раздельного обучения мальчиков и девочек была в том, что им преподавали разные предметы и с разными целями. Талантливые и умные девочки в Симбирской губернии обучались в Мариинской гимназии. У них не было древних языков, и курс математики длился чуть меньше. Отличие заключалось и в том, что в женской гимназии применялись очень мягкие наказания. Не было карцера, и барышень крайне редко оставляли после уроков. Чаще всего на них воздействовали лишь замечаниями и выговорами. Если девочки жили в пансионе при гимназии, то их могли наказать, лишив десерта.

Выпускница гимназии в XIX веке не могла поступить в университет.  Университетское образование для женщин было открыто лишь в начале XX века.

В те времена  качественное образование барышням из родовитых и состоятельных семей давалось с единственной целью, чтобы они стали достойными жёнами для образованных мужей и матерями для своих детей. Женщина должна была иметь достаточно знаний, чтобы дать ребёнку начальное образование, пока тот не дорастёт до возраста поступления в гимназию или школу.

Девочка из бедной семьи, если поступала в гимназию и успешно её оканчивала,  как правило, строила карьеру гувернантки или наставницы, что по тем временам выглядело крайне престижно. Учитель тогда слыл очень уважаемым человеком, и, даже если он служил в семье, обучая хозяйского ребёнка грамоте, он никогда не был на одном уровне с горничной или кухаркой. Он считался элитным работником, к которому относились с почтением, и эта работа высоко оплачивалась.

Народные школы

В XIX веке родители могли не отдавать ребёнка учиться в школу. Но чаще всего даже крестьяне осознавали, что нужно предоставить детям хоть минимальное образование.

Ребята с обычными способностями учились в так называемых народных школах, которых в Симбирской губернии существовало множество. Порядки там были куда проще, чем в гимназии, да и учебный план отличался.

Чаще всего дети обучались в народной школе четыре года. И этого было вполне достаточно. Там учили читать, считать, писать, истории, воспитывали чувство патриотизма. Преподавали закон Божий и специальные дисциплины, давали и начальные агрономические навыки. Основной задачей народной школы считалось дать ребёнку знания, необходимые для  жизни в сельской местности.

Образовательная система в дореволюционной России была очень многоплановой, без единого образца учебного плана. Так называемые практические предметы в начальных школах разнились в зависимости от потребности ребят, местности, где они проживают. Им могли преподавать аграрные науки либо азы скотоводства.

Раиса БОГАТЫРЕВА.

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version