С каждым годом злоумышленники становятся все хитрее и продуманнее. Как правило, это люди, которые неплохо владеют психологическими приемами. На их «удочку» может попасться каждый из нас. Мошенники без угрызения совести пользуются доверчивостью людей. К примеру: притворяются служащими правоохранительных органов, работниками службы безопасности банка, сотрудниками социальных служб. Что только не придумывают аферисты, чтобы обокрасть свою жертву. Случаев мошенничества огромное количество, все перечислить невозможно. К тому же злодеи постоянно изощряются, придумывают новые схемы преступной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Самоперевод
Мошенники звонят от имени банка, и убеждают добавить новую более защищенную карту в мобильное приложение «Wallet», а также перевести на неё деньги с других банковских карт «для безопасности». Если человек соглашается, привязывает карту, пополняет ее, в этом случае деньги уходят к злоумышленникам. Так как в приложение можно добавить абсолютно любую карту.
Схема с кредитом
Звонки от «сотрудников банка». Мошенники сообщают, что личный кабинет пользователя взломан и был взят кредит на крупную сумму. После этого потерпевшего направляют к «агенту финансового мониторинга» для того чтобы снять с него кредит. Если у человека возникают сомнения, предлагают пообщаться с «сотрудником правоохранительных органов», который убеждает, что в городе действует хитрая мошенническая операция. Якобы полиция вычисляет потенциальных мошенников и в банк идти нельзя. Для устранения проблем следует поговорить с «агентом финансового мониторинга».
Если человек продолжает дальше сомневаться, злоумышленники присылают СМС с номера телефона, который похож на банковский. Далее человек попадается в ловушку. Следуя рекомендациям мошенника, он оформляет на себя кредит в личном кабинете банка, обналичивает деньги и переводит на «свой» счет. Только спустя определенное время потерпевший понимает, что его обманули. Помимо того, что человек лишается своих денег, он так остается должен банку.
Сайты-двойники
Еще один распространенный вид мошенничества – сайты-двойники. Аферисты без труда создают сайт, похожий на официальный. Визуально ресурс отличить невозможно, но здесь надо быть особенно внимательным. Главное отличие состоит в доменном имени.
«Я собирался купить видео-игру. В поисковике мне попался один сайт, но меня насторожили большие скидки. Я уже знал примерную стоимость нужной мне видео-игры – от 4 до 5 тысяч рублей. Но ресурсе, который был похож на оригинальный, стоимость была в несколько раз ниже. Потом я начал искать отзывы на сайт и понял, что чуть не попался на уловку мошенников», – рассказывает молодой человек из Ульяновска.
Ошибочный перевод
Одна из простых схем мошенничества – перевод по ошибке. Мошенники присылают ложное СМС, под видом банка, в котором сообщается, что человеку была зачислена определенная сумма на счет. Позже с другого номера приходит сообщение с требованием вернуть деньги.
«Я получила уведомление о том, что кто-то положил мне на телефон 500 рублей. Потом мне позвонил мужчина и сказал, что случайно отправил деньги на мой номер. Я предложила ему позвонить оператору сотовой связи, для решения ситуации. Но в ответ мужчина начал рассказывать, о том, что он инвалид и для него 500 рублей – большие деньги, а с оператором он связывался и ему отказали. Я еще раз попыталась объяснить, что возврат можно сделать без моей помощи, но он не стал меня слушать. Далее мужчина повысил голос и в грубой форме требовал вернуть ему деньги. Я прекрасно понимала, что решить данную проблему через оператора не составляет труда, поэтому не стала терпеть его хамство и просто сбросила вызов. Позже я убедилась, что первое сообщение от оператора было поддельным, на самом деле это был мошенник. Я проверила баланс и увидела, что он не пополнялся», – сообщает девушка из Ульяновска в одной из социальных сетей.
Увеличение лимита по покупкам без ПИН-кода
Во время пандемии, для минимизации контакта с поверхностями, многие люди перешли на бесконтактные способы оплаты. В связи с этим, большинство платежных систем увеличили лимит на оплату покупок без ввода ПИН-кода. Следует быть более бдительными и не терять банковские карты. Если раньше порог операций без требования ввода ПИН-кода составлял 1000 рублей, то теперь его подняли до 3000 рублей. Это удобно для пользователей и банков, но повышает риски мошенничества.
Меры безопасности
Как обезопасить себя от большинства мошеннических операций:
1. Сотрудник банка никогда не будет спрашивать личные данные по телефону, а также просить переводить куда-то средства;
2. Никогда не переходите по ссылкам от незнакомцев. Тем более ничего не оплачивайте;
3. Запишите телефонный номер банка. Если звонок будет с другого номера, то он отобразится как иная комбинация цифр;
4. Не совершайте никаких операций по инструкциям мошенника. Все операции для защиты карты работник банка делает сам;
5. Завершайте разговор сразу. Сотрудник банка никогда не спросит у вас коды безопасности, расположенные с обратной стороны банковской карты (CVV/CVC), коды из сообщений, логин личного кабинета, а также номер банковской карты;
6. Всегда проверяйте номер, с которого приходит СМС;
7. Убедитесь, действительно ли деньги поступили на счет. Если баланс не изменился, проигнорируйте сообщение;
8. При покупке в интернете, проверяйте адрес сайта. Если домен не совпадает с официальным названием, не вводите данные;
9. Выбирайте защищенное интернет-соединение.
Мы рассказали о нескольких видах мошенничества. Обращая внимание на рекомендации, представленные выше, можно избежать различных неприятностей.
Оксана Милованова