Сколько сил нужно родителям и родственникам детей, которые заболели раком… Об этом не понаслышке знает Валентина Тимофеева, заведующая онкологическим отделением областной детской клинической больницы имени Ю.Ф. Горячева.
— Рак у детей встречается в десять раз реже, чем у взрослых. Главное отличие в том, что у взрослых онкология приобретённая. У детей же она очень часто врождённая. Поэтому врачам важно определять группу риска. К ней относятся недоношенные дети, детки с врождёнными пороками развития, маленькие пациенты с врождёнными иммунодефицитными состояниями, а также дети с онкологической предрасположенностью (если у ребёнка есть близкие родственники, больные раком). Таких малышей ставят на диспансерный учёт, чтобы они периодически осматривались педиатрами и узкими специалистами, — поясняет Валентина Николаевна.
На первом месте среди онкологии у детей острые лейкозы (злокачественные заболевания системы крови), на втором – злокачественные опухоли головного мозга, центральной нервной системы. На третьем месте – лимфомы, это злокачественные опухоли, которые поражают лимфатическую систему и клетки, являющиеся частью иммунной системы организма.
— Как правило, лейкозы диагностируются у детей дошкольного возраста —четырех-шести лет. У детей до года 90 % опухолей носят эмбриональный характер: во внутриутробный период произошла какая-то «поломка», например, повреждение клетки, и это приводит к тому, что после рождения развивается онкология. Это врождённая опухоль. У подростков чаще всего встречаются опухоли костей и мягких тканей, — продолжает наша собеседница.
Прячется за ОРВИ
Откуда же онкология берётся? Есть множество факторов, влияющих на это: окружающая среда, влияние электромагнитных волн (однако это до конца не доказано), питание, малоподвижный образ жизни и генетическая предрасположенность.
У взрослых-то трудно определить рак, что тут говорить про детей. Тем более сложность определения серьёзного заболевания у малыша заключается в том, что общие симптомы схожи с признаками других заболеваний. Часто онкология скрывается под маской ОРВИ.
Вялость и боль
— В последние годы улучшилась онкологическая настороженность, причём не только медицинских работников, но и родителей. Поэтому на четвёртой стадии обращаются очень редко, как правило, на первой и второй. А если говорить про лейкозы и лимфомы – там нет стадий заболевания, — добавляет специалист.
Родителям важно обращать внимание на следующее: появление опухолевидного образования, увеличение печени, селезёнки. Если у малыша наблюдаются необъяснимая лихорадка, слабость или вялость, боли в костях, значит, надо обратиться к участковому педиатру и сдать развёрнутый общий анализ крови с подсчётом тромбоцитов.
Это не приговор!
— Последние 20-30 лет в детской онкологии произошёл большой сдвиг в плане выживаемости. Если ещё до начала 1990-х пятилетняя выживаемость достигала всего одного процента, то сейчас 86 %. По некоторым формам онкологии и вовсе достигает ста процентов. Онкология – это не приговор! Много форм хорошо лечится, многие выздоравливают, и потом мы их отправляем во взрослую жизнь. У некоторых наших бывших пациентов уже у самих по два-три ребёнка, — комментирует врач.
Лечение рассчитано на срок от шести месяцев до двух лет. Дети проходят циклы химиотерапии. С 1990 года отделение работает по единым протоколам лечения. Если малыш вдруг по семейным обстоятельствам переедет с родителями в другой регион, то он продолжит такое же лечение, по тому же протоколу. При необходимости врачи могут отправить детей в федеральный центр по квоте.
«Морально сложно»
Всем в первую очередь важно вести активный образ жизни, минимизировать общение с гаджетами, а также бросить вредные привычки. Пассивное курение – один из факторов риска развития рака, поэтому родителям категорически запрещается курить рядом с детьми. Также важно знать, что детки, находящиеся на длительном грудном вскармливании, в будущем реже страдают онкологическими заболеваниями.
А вот как говорят родителям о страшном диагнозе?
— Даже с большим опытом работы врачи морально готовятся, прежде чем вызвать маму или отца. Все реагируют по-разному. Многие сразу начинают искать виноватых. Сложно работать с подростками, которые всё понимают и могут зайти в интернет и начитаться. У нас в отделении работает психолог. Мы доносим, что это не приговор, всё лечится, надо воспитывать силу воли, выполнять все назначения врача, и всё будет хорошо, — заключает Валентина Тимофеева.
Наталья КОРОЛЕВА.