Просмотры1720Комментарии0

Погибли, а не пропали без вести…

В августе 2020 года поисковые отряды «Гвардия», «Энергия», «Патриот», военно-патриотические клубы «Выбор» и «Западный фронт» подняли останки двух бойцов из Ульяновской области. Вахта памяти прошла в Смоленской области. У погибших нашлись родственники. Скоро солдаты будут с почестями перезахоронены.

Как правило, поисковые отряды проводят по три межрегиональных вахты памяти в год: весной, летом и осенью. Коронавирусная инфекция внесла изменения и в жизнь поисковиков.

Обычно у нас в вахтах памяти принимают участие 500-800 человек. В этом году было всего 23-24 человека. Собрались поисковики из разных регионов: Смоленской, Нижегородской, Московской областей. Несмотря на небольшое количество людей, вахты памяти также были продуктивны, и мы смогли поднять несколько бойцов. Мы решили поставить лагерь около урочища Вишняки Доброминского сельского поселения Глинковского района (Смоленская область). Это место было выбрано нами ещё весной, здесь когда-то шли ожесточённые бои. Уже весной мы подняли двух бойцов с медальонами, поэтому и летом решили продолжить работу именно здесь. 14 августа поисковый отряд «Гвардия» приехал на место, 15 августа прибыли другие отряды, а уже 16 августа мы нашли солдат, — рассказывает Михаил Леонов, командир поискового отряда «Гвардия» Глинковского района Смоленской области.

С его слов, с утра поисковики выбрали место – это была низина, где протекал небольшой ручеёк. Разделились. Роман, один из поисковиков, прошёлся с металлоискателем и услышал от прибора характерный звук, который говорит, что в земле есть что-то металлическое. Стали копать. Сначала подняли каску, но прибор не унимался. Продолжили работу, вскоре нашли противогаз… а потом и обнаружили кость руки одного бойца. Поисковики поняли, что смогут найти здесь погибшего. Копать было сложно: тяжёлая почва, мешали и корни больших деревьев. Работала целая команда: одни копали, другие перебирали руками всё, что выкопали, чтобы ничего не пропустить. Вскоре был обнаружен один медальон.

— Найти медальон – это счастье для поисковика. В округе сразу раздаётся гул от голосов, и все понимают, что кто-то нашёл медальон. Пока мы копали, мы находили все предметы практически по два (кроме каски): два противогаза, два подсумка для патронов, два магазина, поэтому я полагал, что должно быть и два медальона. И один из тех, кто перебирал землю, вскоре сказал, что нашёл второй медальон. После этого мы также подняли останки ещё двух бойцов. Правда, одни были явно потревожены мародёрами. Видимо, когда-то тут копали, чтобы найти что-то ценное, а останки бросили обратно в яму, — продолжает рассказ Михаил.

«Поздравляем, нашли земляков!»

Поисковикам повезло, потому что бумага хорошо сохранилась. Вскоре медальоны раскрутили, на листках карандашом была написана ценная информация. Писал явно один человек: либо кто-то из них, либо писарь. Однако время делает своё дело: у одного не было понятно имя, у другого – отчество. Зато было указано, из какого они района – из Кузоватовского района Куйбышевской (ныне Ульяновской) области. Один – Соболев Николай Евдокимович, уроженец села Томылово, второй – Миронов Ефим Иванович, уроженец деревни Еделево.

По полученной информации начали искать бойцов по общей базе данных. После того, как стали известны полные данные, Михаил Леонов связался с Андреем Ярмушевым, руководителем ульяновского поискового отряда «Авангард».

С Михаилом мы знакомы, так как работали вместе на территории Смоленской области. От него пришло сообщение: «Андрей, поздравляем! Нашли ваших земляков». Мы обрадовались, откликнулись и написали запрос в Агентство ЗАГС Ульяновской области, чтобы уточнить судьбу родственников, узнать семейное древо и то, кто из родственников остался в живых, — вспоминает Андрей Ярмушев.

Родственники обрадовались

Сотрудники Агентства ЗАГС Ульяновской области проделали большую работу и отыскали родственников.

— Это бойцы 1905 и 1906 годов рождения, на начало войны им было за 30 лет, это значит, что дома у них наверняка остались семьи. Шансы высоки. Специалисты районного отдела ЗАГС установили, что у одного солдата на момент призыва были пять сыновей и дочь, у второго – трое детей, — поясняет руководитель Агентства ЗАГС Ульяновской области Жанна Назарова.

Установлено, что у Соболева на территории Ульяновской области сейчас проживает пять внуков, у Миронова — всего четыре внука и внучки. К сожалению, дети так и не узнали, что случилось с их отцами, какая судьба их настигла, ведь они числились как пропавшие без вести.

— Когда получили от них (Агентства ЗАГС) информацию, тогда уже связались с родственниками, которым сообщили эту прискорбную «радостную» весть, что их деды и прадеды не пропали без вести, как они оба числятся в «Книге памяти» Ульяновской области, а были найдены в одной из многочисленных воронок. Тут есть небольшой нюанс: Соболев числится в апреле 1942-го пропавшим без вести, а Миронов – в октябре 1941 года. Дело в том, что октябрь – это дата последнего письма, когда оно дошло до родственников. Но понятно, что они погибли в один день в августе 1941 года. Родственники обрадовались. Зная историю, мы понимаем, что легло на плечи их жён. Семьи, у которых близкие числились как пропавшие без вести, никакой компенсации «по потере кормильца» от государства не получали. И какая была безызвестность, где пропал муж, что с ним произошло… — продолжает Андрей Ярмушев.

Перезахоронят в Кузоватово

Буквально в течение недели общими усилиями были найдены родственники погибших.

— Мне позвонила правнучка Соболева, она сама живёт в Ростове-на-Дону. Она плакала в трубку, мы поговорили, и девушка спросила, когда может приехать за останками. Я сразу объяснил, что отдать останки не смогу, пока не найдём родственников второго бойца. Но она всё равно захотела приехать. Буквально через четыре дня правнучка и внучка приехали к нам. Я показал им поле памяти, где у нас перезахоранивают бойцов, мы съездили на место гибели. Пока мы можем предположить, что бой шёл в 1941 году. Солдаты отбивались, сидели в окопах, фашисты нападали, и фашистская мина попала в окоп. Можете представить, что тут было. Их разрывало, мы нашли отдельные кости, собрали их. Они не разделимы. Плюс они воевали в одном бою, погибли в одном окопе, поэтому и похоронить их нужно вместе, — заключает Михаил Леонов.

Родственники обоих солдат посовещались между собой. Расстояние между сёлами — три километра. Все хотели бы перезахоронить близкого рядом с его родными. Думали, как следует поступить, и решили, что лучше всего будет перезахоронить бойцов в Кузоватово Ульяновской области. Они вдвоём будут захоронены в братской могиле. В начале мая будущего года в ходе торжественного мероприятия в Смоленской области будут переданы личные вещи, а также заберут останки бойцов для дальнейшего захоронения на малой Родине в Кузоватовском районе.

Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное