Коноводные машины
На «главной дороге» России, как называли великую Волгу наши предки, попадались самые разные транспортные средства – главное, чтобы перевозили грузы!
Одним из таких оригинальных плавсредств были так называемые коноводные суда, или машины. «Огромная плавучая масса приводится в движение лошадьми, кружащимися в середине её около ворота, на который навивается толстый канат, вперёд завезённый лодкой к известному месту. Неровный бег 45 лошадей, запряжённых тройками; крики и бичеванье погонщиков – всё это составляет довольно пёструю картину», — описывал коноводку литератор-симбирянин Дмитрий Ознобишин. Одновременно на той самой коноводной машине, на которой Ознобишин совершал небольшое путешествие, находилось 90 лошадей, работавших в две смены. Судно это, принадлежавшее симбирским купцам Никифору Хапкову и его сыну Сергею, обслуживало тридцать рабочих – а были коноводки с 80 и 100 людьми экипажа!
Якорь – 800 кг
Когда коноводное судно двигалось вверх по Волге, толстый канат с большим 800-килограммовым ходовым якорем завозился на лодке-завозне далеко вперёд судна, на расстояние около километра – и лошади наматывали его на ворот, подтягивая корабль к якорю. Когда оставалось немного, с лодки вперёд завозился второй якорь, чтобы движение продолжалось без остановки. К судну, способному перевозить до 300 тонн грузов, крепились большие баржи-подчалки, их число могло доходить до 10, на которых нагружалась ещё 1000 тонн.
Лошадей – крестьянам
Коноводные суда появились на Волге в середине XVIII столетия и бороздили её вплоть до конца XIX века. Они были быстрее и несли гораздо больше груза, чем баржи с бурлаками. Они почти на равных конкурировали с пароходами. По окончании навигации лошадей продавали крестьянам, а, когда судно старело, сплошь деревянную конструкцию продавали на дрова.
Сгорело 7900 рублей
Купцы Хапковы некогда владели домом в самом центре Симбирска, где теперь помещается Дворец бракосочетаний – и двумя коноводными судами. Правда, в усиливающейся конкуренции с пароходами с одной коноводкой пришлось расстаться. А в мае 1860 года с коноводкой купца Сергея Хапкова вышло досадное происшествие – искры из трубы парохода «Бурлак» попали на подчалок, гружёный 2500 девятипудовыми кулями с ржаной мукой. Всё происходило посреди Волги, но это не помешало подчалку сгореть почти дотла, потеряв весь груз стоимостью почти в 7900 рублей.
«Бегать» небезопасно
А в конце марта 1864 года на Волге в Симбирске неожиданно и дружно начался ледоход. Льдины напёрли и обломили лапу у 85-пудового якоря, к которому была причалена коноводная машина купца Хапкова. Оставшийся лёгкий якорь-чалка не мог удержать судна – льдины снесли и потопили машину, нанеся хозяину ещё почти 10000 рублей убытков.
Ермил ЗАДОРИН.