Просмотры2227Комментарии0

В Симбирской губернии не знали про вирусы

Считается, что первой эпидемией в истории Симбирского края, ущерб от которой был купирован с помощью врачей, стала холерная эпидемия 1892 года.

Болячками гордились

Метод был жёсткий – изоляция больных в холерных бараках, со значительной смертностью 44,9 %, в уездной Сызрани умирало 56 % холерных больных. Среди пожилых заболевших, в возрасте 60-80 лет, смертность и вовсе составляла 83 %, но холерой в Симбирской губернии заболело «всего» 18621 человек – тогда как в предыдущую холерную пандемию 1848 года количество умерших оценивалось аналогичной цифрой : 17849 человек.

Состояние медицины в Российской империи, её доступность для масс населения всегда оставляли желать лучшего – впрочем, к массам принято было относиться в том духе, что «сами народятся», если крепостные и их труд в России ценились куда меньше африканских рабов в той же Америке. В пять рублей серебром обходилась в первой половине XIX века всего неделя лежания в Симбирской губернской больнице – для подавляющего большинства наших предков это были очень большие деньги; болеть, а не тут же умереть могли себе позволить очень немногие. Кстати говоря, болячками часто гордились; это была демонстрация статуса, вроде роскошной кареты – я трачусь на врачей!

Долгое время не было понимания, что перед лицом многих болезней, тех же эпидемий не бывает бедных или богатых, микробам и вирусам «чихать» на социальный статус – медицина сама ещё ничего не знала про микробы и вирусы. И к врачам первым приходило понимание, что болезни лечатся и предупреждаются не только порошками и микстурами, но и необходимыми переменами в социально-экономических отношениях, и потому в их сугубо научных трудах звучали критические ноты по отношению к существующему порядку.

Непосильный труд

Блестящий хирург Федор Арнольдов (1825–1887), заведовавший хирургическим отделением Симбирской губернской больницы, пионер проведения операций под хлороформным наркозом, в 1874 году защитил докторскую диссертацию «Материалы для изучения каменной болезни в Симбирской губернии». Под наркозом Арнольдов провёл 235 операций по удалению камней из почек и уретры, «потеряв» при этом всего 12 человек – это считалось почти идеальным. Причиной развития каменной болезни, утверждал доктор Арнольдов, является грубая растительная пища, которую с детства вынуждены употреблять люди в бедных крестьянских семьях.

Иван Алексеевич Благовидов (1853–1935), защищавший докторскую диссертацию «Материалы к исследованию здоровья инородцев Буинского уезда» под руководством знаменитого учёного Петра Францевича Лесгафта, в которой ставил в прямую зависимость массовую заболеваемость населения трахомой, кожными заболеваниями, паршой и фурункулёзом, анемией с социально-экономическими условиями жизни людей: недостаточным питанием, антигигиеническими условиями, проживанием в тёмных избах, отапливаемых «по-чёрному», с непосильным подростковым трудом. И, даже не приняв большевистскую революцию, доктор Благовидов остался в России, пожелав быть с народом, о здравии которого он пёкся многие десятилетия.

Одна больница на губернию

С Симбирском была связана и деятельность Дмитрия Ивановича Иванова (1751–1821), одного из первых в российской истории дипломированных докторов медицины. Во французском городе Страсбурге он защитил диссертацию «О происхождении межрёберных нервов», считавшуюся едва не революционной для науки своего времени – но, вестимо, в царской России с подозрением относились к революционерам. Доктора Иванова фактически сослали с глаз долой, «куда подальше»: вначале в Пензу, потом в Симбирск – в 1797 году он стал первым симбирским губернским врачебным инспектором.

На весь Симбирск, точнее говоря, на всю Симбирскую губернию имелась единственная больница на 30 коек. Дмитрий Иванович явил себя не только замечательным врачом, но и отменным дипломатом, убедив симбирское дворянство в необходимости строительства и обустройства достойной губернского города больницы. Строительство началось в 1801 году, а в 1804 году больница приняла своих первых пациентов – Ульяновская областная клиническая больница существует и по сей день.

Спешите делать добро

В 1850 году старшим врачом симбирских врачебных заведений был назначен доктор Петр Карлович Делоне (1789–1853), француз, в 1812 году угодивший в российский плен да так и сжившийся с новой родиной. Долгие годы Петр Карлович работал в Москве и был сподвижником «святого доктора» Федора Петровича Гааза, девизом которого были слова «Спешите делать добро». Доктор Делоне, которому в Симбирске судьбой было отпущено совсем немного лет, успел сделать много доброго. Он добился принципиального разрешения бесплатно принимать и лечить в больнице «беднейших» жителей Симбирска и окрестных селений, сам занимался приёмом и лечением больных, бесплатно выписывал им лекарства.

Над доктором Василием Федоровичем Евлановым (1819–1866), симбирским губернским врачебным инспектором в 1859-1866 годах, человеком практичным и любившим пожить на широкую ногу, в обществе посмеивались: «Там от больных здоров Евланов». Но самое поразительное, что и этот человек много и совершенно искренне заботился об оказании врачебной помощи самым бедным симбирянам, причём в условиях, кажется, самых несвоевременных для «благотворительности», сразу после симбирского пожара 1864 года. Организованная доктором Евлановым бесплатная лечебница для неимущих больных открыла приём 1 марта 1865 года – причём сам губернский инспектор ежедневно лично посвящал неимущим два часа своего «драгоценного» времени.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное