Просмотры4203Комментарии1

Телемедицина во время пандемии в Ульяновске: как это работает?

Сейчас из-за довольно непростой обстановки в регионе, спрос на онлайн-услуги растет с каждым днем. Многие стали активнее использовать возможности так называемой «телемедицины». А как в Ульяновске развита телемедицина и онлайн-консультации с врачами? Заместитель главного врача Ульяновской областной детской клинической больницы им. политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева Александр Вдовин рассказал нам об этом.

– Александр Геннадьевич, расскажите, что представляет из себя «телемедицина»? Когда направление возникло в Ульяновске?

– Телемедицина – это, можно сказать, дистанционная медицина, с помощью которой можно консультировать пациентов и обмениваться с врачами медицинской информацией. В 2017 году Министерством здравоохранения был издан приказ № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», который узаконил телемедицинские консультации, а с 1 января 2018 года вступил в силу «Закон о телемедицине»

Мы же проводили подобные консультации и без этого приказа в том объеме, который требовался. Чаще всего для детей, которые были прооперированы в федеральных центрах, либо которые нуждались в госпитализации федеральных центров. Специалисты центров смотрели на ребенка, опрашивали родителей, лечащих врачей и принимали решение. Но узаконено это было только с 2017 года.

До 2019 года телемедицинские консультации проводились исключительно через отделы телемедицины в федеральных клиниках. В детской практике такие консультации проводились в основном в Центре Здоровья, Детской-республиканской больнице, в Национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова по направлениям узких специалистов.

– Как именно происходит сама процедура?

– Во Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») отсылается необходимая документация: согласие пациента или его законного представителя, личные данные в закрытом канале, выписки, исследования, МРТ, рентгены – все архивируется, направляется в Центр защиты, согласовывается с тем федеральным специалистом, который нам требуется и которого мы запрашиваем, назначаем сроки проведения консультации. Бывают экстренные консультации – их проводят в течение суток, есть плановые – их могут назначить в течение 30 дней. В Центре защиты наши документы рассматриваются, затем к нам приходит извещение с установленным временем и датой, собираются специалисты, ведется прямой разговор с пациентом и специалистами. Мы проводим только детские консультации.

Некоторые консультации заканчиваются просто заключением специалиста федерального центра в бумажном варианте, некоторые просят показать больного, иногда консультация заканчивается тем, что наши специалисты общаются с федеральными специалистами (консилиум врачей). Существует довольно много разных форм телемедицинских консультаций, все зависит от конкретного случая, пациента.

Также часто проводим консультации совместно со специалистами Кулаковского центра (ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова) с теми, у кого сложные случаи беременности, у кого трудные новорожденные дети. Одно время мы работали с Кулаковским центром в онлайн режиме и делали обходы: показывали выписки, как работает аппаратура. Специалисты смотрели и давали консультации прямо у пастели с новорожденным. Такая форма тоже есть.

Часто обращаются за такими консультациями?

– Скажу, что потребность в консультациях есть. Сейчас у нас несколько увеличилось количество консультаций по сравнению с прошлым годом. Причина заключается в том, что в настоящее время, особенно во время карантина, многие медицинские центры не имеют возможности и прав консультировать пациентов дистанционно.

Что касается нас, то в 2019 году в нашем учреждении было не более 50 таких консультаций, а за три месяца 2020 года удалось провести уже более 80. Это довольно большая цифра.

В больницу обращаются за консультациями по коронавирусу?

– В рамках телемедицины есть приказ, который позволяет нам получать помощь и консультации у дистанционных детских и взрослых центров по коронавирусу, у федеральных круглосуточных лечебных учреждений. С ними мы можем связываться мгновенно, тут нет никаких проблем.

В целом, наше оборудование точно также может использоваться и для консультирования по коронавирусной инфекции. Но наше учреждение не задействовано на дистанционное прогнозирование и выявление COVID-19. Мы ориентированы в основном на беременных, на детей, которые прооперированы, либо которые готовятся к госпитализации.

– Какое оборудование используется?

– Для проведения такого вида консультаций не требуется специальной техники. Консультации можно провести через ноутбук, компьютер, с помощью того же скайпа, видеокамеры. Хочется отметить, что все каналы связи защищенные.

Насколько точно определяется диагноз?

– Конечно, дистанционное консультирование имеет свои ограничения и недочеты. Не всегда врачи могут так сразу поставить точный диагноз. Чтобы выявить диагноз, нужно понять, какое исследование необходимо дополнить, на какой тип диагноза нужно выйти, какой анализ прислать и так далее. Чаще всего мы отправляем в Москву генетические анализы, которые они нам рекомендуют, и выходим на сам диагноз.

Существует очень много редких видов патологий, о которых в регионе даже не слышали. В московских центрах нам помогают и подсказывают о редких диагнозах, патологиях, с которыми они встречались, а наши врачи еще нет. Поэтому такая коммуникация очень полезна и для обмена профессионального опыта. Благодаря телемедицине происходит не только лечебно-диагностический процесс, но и учебный. Конечно, уровень Федерального центра отличается от областного учреждения.

Отказов в наших запросах не было ни разу. Мы никогда не ждали ответа больше месяца, самый больший срок ожидания 5-6 дней. Связь с ВЦМК «Защитой» довольно качественная, без каких-то помех и потери сигнала.

– Как развита телемедицина в регионе? Что нужно сделать для ее развития?

– В приказе Минздрава от 2017 года план реализации и внедрения этой сферы в медучреждения прописан на многие годы. Сейчас же телемедицина в регионе лишь на начальном этапе своего пути. Не каждая больница может провести такие консультации. Мы – единственная больница в регионе, которая имеет доступ к ВЦМК «Защите».

Телемедицина в Ульяновской области должна заработать с нашими районами. Развитие этой сферы должно ориентироваться на то, чтобы каждый район нашего региона смог бы проводить подобные консультации и взаимодействовать с другими, более опытными специалистами. Однако на данный момент в Ульяновской областной больнице уже есть дистанционное прочтение кардиограмм. В этом направлении и нужно двигаться.

– С какими чаще всего заболеваниями к вам обращаются?

– Чаще всего к нам обращаются с болезнями из области хирургии, кардиохирургии, нейрохирургии, с опухолью головного мозга и лейкозом, – это самый частый контингент и, естественно, с эпилепсией.

– На ваш взгляд, что будет с телемедициной в Ульяновске?

– Думаю, после пандемии все упростится. Телемедицина станет нормой, многие медучреждения будут активно внедрять онлайн-формат консультаций. Это станет доступным везде, и специалисты будут работать на удаленке.

Алина Галимова.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное