Не могут попасть под «гаражную амнистию»
С 2016 года на территории Ульяновской области действует так называемая «гаражная амнистия» — программа упрощённой приватизации гаражей. Но, как оказалось, сделать это не так просто. Есть гаражные комплексы, которые не могут решить эту проблему не один год. В чём причина, разбиралась «МГ».
Для чего вообще приватизировать гаражи? Многие ульяновцы десятки лет пользуются ими, и ничего. Некоторые даже умудряются продавать эти боксы.
Но проблема в том, что если гараж и земля под ним не приватизированы, то в любой момент муниципальная власть может сдать эту землю в аренду или вовсе продать. И хозяин в таком случае получит лишь небольшую компенсацию, которой явно не хватит на постройку (покупку) нового гаража. А вот если гараж приватизирован, то этого не произойдёт, да и собственник может законно его продать, подарить, сдать в аренду.
Хотели как лучше
Одним из главных инициаторов «гаражной амнистии» был тогдашний председатель комитета ЗСО по социальной политике Игорь Тихонов, который курировал формирование закона. Сейчас он находится под следствием в СИЗО по уголовному делу.
Как он заявлял, в 2016 году под «гаражную амнистию» попадали 40 тысяч человек (хозяева гаражей). И данный закон не касается тех боксов, которые построены с нарушениями. Например, если территория гаража выходит за пределы выделенного земельного участка, гараж построен на сетях (когда под ним проходит система городского водоснабжения) или вовсе не имеется никаких документов на строительство.
Это касается и гаражей, которые не входят в гаражно-строительные кооперативы, построены самовольно или по документам, не предусмотренным законодательством, внутри дворов многоквартирных домов, установлены с нарушением градостроительной документации — они не получат каких-либо преимуществ по «гаражной амнистии».
Кроме того, гаражи в гаражно-строительном кооперативе (ГСК) должны быть построены членами ГСК до введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть до 1 января 2005 года.
Приняли «амнистию» в 2016 году. А в прошлом году её сделали бессрочной и планируют за 2020-2021 годы оформить в собственность все гаражи на территории Ульяновска. Но реализовать это будет сложно.
Чужая земля
Сейчас земельные участки предоставлены в общедолевую собственность 6280 членам 43 гаражно-строительных кооперативов. Это мало, если учесть, что всего на территории Ульяновска существует 555 гаражных кооперативов, в которых расположено более 70 тысяч гаражей.
Например, в ГСК «Лесовод» в Ленинском районе уже более восьми лет не могут оформить гаражи.
— Наши боксы по улице Подлесная, 27 в Ленинском районе построены Министерством лесного хозяйства, за деньги владельцев гаражей, которые на тот момент были работниками лесхоза. Было это ещё в 1993 году. По настоящее время в эксплуатацию они не сданы и не оформлены в собственность. После того, как обратились к министру Дмитрию Федорову, получили ответ, что на балансе они не стоят. Неоднократно обращались к главе города Сергею Панчину, но ответа так не получили, либо приходили отписки: «Взято на контроль». С 2013 года ежегодно обещают оформить наши гаражи. На личный приём так и не смогли попасть. И до сегодняшнего дня мы никак не можем оформить гаражи в свою собственность, — говорит владелец гаража в ГСК «Лесовод» Иван Роженко.
— Мы пытались решить их вопрос, но сделать этого не сможем, — рассказал «МГ» председатель ассоциации ГСК Ульяновской области Виктор Куприянов. — В своё время им выдали землю, потом всё стало настолько запутано, что земля перешла в федеральное владение. Есть федеральные земли, есть нераспределённые, но на территории муниципалитета. Короче, этот ГСК не подходит под ульяновскую юрисдикцию.
И это далеко не единственный ГСК, который не может оформить свои гаражи в частную собственность.
Почему «амнистия» буксует?
Есть определённые условия для «гаражной амнистии», например, земля, на которой находится гараж, должна стоять на кадастровом учёте. Чтобы получить в собственность земельный участок, владельцам необходимо обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением от всех членов ГСК о передаче земельного участка, на котором расположены гаражи, в общедолевую собственность. На практике осуществить это зачастую затруднительно. Некоторые гаражи попросту простаивают — нет хозяина. У иных владельцы живут в других городах и так далее.
При этом, как пояснили в Агентстве государственного имущества Ульяновской области, пакет документов должен включать справку кадастрового инженера о площади земельного участка, кадастровом номере, адресе земельного участка и площади его застройки, с указанием площади каждого гаражного бокса. Также понадобятся копии паспортов членов ГСК, справки или их копии о полной выплате паевого взноса.
За работу кадастрового инженера нужно будет заплатить. И отсюда дополнительные траты.
— 50 % собственников гаражей и 30 % земли уже оформлено в собственность, часть которых оформлена в том числе и по гаражной амнистии. Мы смогли сделать самое главное – подготовили законодательную базу региона. Но у нас есть сложности – не все, в том числе муниципальные чиновники, понимают значимость этого проекта для людей, – заявил Виктор Куприянов.
В итоге ни некоторые «соседи» по гаражу не хотят решать вопросы приватизации, ни чиновники — отсюда и возникает пробуксовка «амнистии».
На 2019 год в Ульяновской области лишь 42 ГСК (из 555) и чуть более 6000 человек (из 40 тысяч предполагаемых) оформили гаражи в собственность по «амнистии». Это мало.
Тем временем в администрации города продолжают смело заявлять, что всё у нас хорошо и «большинство (ГСК) оформили земельно-правовые документы, воспользовавшись «гаражной амнистией».
Кто кого обманывает?
Семен БЕЛКА.