Просмотры1685Комментарии0

Некрасивый город? В Ульяновске нет единого дизайн-кода

Многие ульяновцы отмечают, что визуальная реклама, баннеры только портят областной центр. Им не нравится внешний вид города. О проблемах облика современного Ульяновска «Молодёжка» поговорила с Дмитрием Шацковым – модератором федеральной сети Центров прикладной урбанистики, заместителем директора фонда “Ульяновск — культурная столица”.

— Расскажите, пожалуйста, про профессию урбаниста.

Наука урбанистика и сама профессия существуют давно, хотя слово “урбанист” стало популярно в России в последние время чаще всего оно ассоциируется с блогерам, которые делают видеообзоры городов. Однако урбанистика не сводится к набору видео “здесь лавочка – хорошо, а тут – плохо”. Да, благодаря обзорам проблем горожане начинают обращать внимание на среду, в которой они живут. Но к этому задачи урбаниста не сводятся.

Урбанистика – дисциплина, для которой важно учитывать архитектурные, исторические, социологические, экономические факторы города, чтобы выявлять, анализировать городские проблемы и реализовывать решения, а еще выстраивать коммуникацию между всеми субъектами в городе; бизнесом, госструктурами, жителями.

Мы в Центре прикладной урбанистики и бюро Urban App занимаемся прикладной урбанистикой, то есть на основе существующих теорий работаем с городскими конфликтами: создаем совместные решения и изменениями процессов в городе с его же жителями. Одним из недавних наших проектов в Ульяновске была городская мастерская в Мостовой Слободе (июль 2019 года). Это была трехдневная городская мастерская, где папы учили сыновей держать молоток в руке, где мы топили самовар, общались, вспоминали дворовые игры, учились друг у друга, подростки у старшего поколения, старшее у подростков и в процессе менялись сами и меняли среду для жизни не в кабинетах, а непосредственно во дворе, проектировали не для отчетов и красивых картинок, а для жизни, делали не в одиночку, а совместно с жителями сценарии и объекты для двора https://vk.com/event184276340.

– Какие основные проблемы в облике города у нас существуют?

– На мой взгляд, это визуальная реклама, баннеры на зданиях, отсутствие единого стиля оформления вывесок на исторических зданиях все это отсутствие единого дизайн-кода города. Визуальный шум, который от этого создаётся, влияет на психику людей: чем его больше, тем сильнее устаёт от него житель и тем раздраженнее он становится под конец рабочего дня. А от раздражения идут все вытекающие: конфликты в семье, проблемы на работе, стычки в общественном транспорте, хамство в магазинах и так далее.

Примером проекта, который работает с проблемами облика города, может послужить фестиваль восстановления исторической среды “Том Сойер фест”, где мы вместе с большой командой единомышленников запустили в 2019 году реставрацию дома на ул. Радищева, 55. Суть фестиваля даже не в доме, а в желании горожан повлиять на жизнь города, сделать что-то полезное своими руками, при этом приятно провести время, познакомиться с новыми людьми и стать частью сообщества. За все время у нас собралась большая компания людей из разных сфер: архитекторы, художники, студенты, школьники, IT-шники, экоактивисты, журналисты и др. А реакция пользователей социальных сетей в ульяновских группах, прохожих людей также говорит сама за себя: подавляющее большинство такие изменения дома приветствовало, многие писали, что теперь у них душа радуется, когда они проходят мимо этого дома. Сейчас мы ищем партнеров для следующего ТСФ, думаем о том, какие у каждого из нас ценности, и готовим школу для тех, кто хочет присоединиться к нам. https://vk.com/tomsawyerfest73.

– Если говорить про облик Ульяновска, какими словами его можно описать?

– Опишу через свои ассоциации: советский модернизм, широкая Волга, мосты, зеленый, ветреный, исторический. Вообще полезно выявлять у жителей, с чем у них ассоциируется город. В ЦПУ при работе с горожанами мы часто пользуемся этим методом, поскольку он четко отражает настроения и чувства людей к городу на сегодня, на этот момент.

– Как вы считаете, не портит ли внешний облик города соседство храма, торгового центра и концертного зала в центре города? Нормальное ли вообще подобное соседство?
– На мой взгляд, это интересный пример архитектурного конфликта, когда в одном месте смешали три разных эпохи: концертный зал в стиле советского модернизма, торговый центр 2000-х и церковная архитектура. Понятно, почему возникло желание вернуть монастырь – он изначально стоял на этом месте, поэтому решили возвести вновь ради исторической справедливости. Однако “историческая справедливость” должна соотносится с архитектурным обликом города, в котором это смешение стилей тоже должно учитываться. Формально у администрации города есть целый градсовет, который должен влиять на решение о строительстве подобных объектов. Однако на практике реальных полномочий у совета нет, а все их заключения – только рекомендации, к которым можно и не прислушиваться. А еще напомню, что в Ульяновске третий год нет главного архитектора. Так что пока администрация без архитекторов, художников и дизайнеров самостоятельно решает, где и что строить, мы увидим немало подобных парадов архитектурных стилей. Более того нужно вовлекать в принятие решений и жителей, чтобы не создавать конфликтов.

– Что можете сказать про новые застройки. Например, в Новом городе дома стоял близко друг к другу, правильно ли это?

– Не могу сказать ничего про Новый город и близко стоящие дома, не бывал еще в той части города, не довелось. Скажу только одно общее наблюдение: современные застройщики чаще всего думают, как максимально выгодно построить и продать жилье, а удобство тех, кто будет этим жильём пользоваться, – это уже второе дело.

– Сейчас до Ульяновска дошли проблемы с парковками. Как вы считаете, как можно решить эту проблему?

– Я бы даже в копилку парковок включил и пробки. Ощущение, что администрация старается эти две проблемы не замечать и ждёт, когда город встанет совсем. Единственное, что она делает, – расширяет приезжие части, вырубая деревья (как в прошлом году на ул. 12 сентября) или предлагает развязки у здания УлГУ, которые сами же назвали “не совсем комфортной и хорошей дорогой”. А по сути причина, что частных автомобилей все больше, – это отсутствие качественного общественного транспорта. Люди вынуждены пересаживаться на личный транспорт, так как это удобно и комфортно, не надо протискиваться между пассажирами в маршрутке – главному виду транспорта в Ульяновске. Однако после эти же люди стоят в пробках и не знают, куда поставить автомобиль. Мне довелось побывать в Германии, Финляндии, так что я изучал, как эти проблемы решают там. Там просто за основу взяли принцип “город для людей, а не для автомобилей” и сделали больше качественных и безопасных пешеходных зон, сеть велодорожек (Финляндия севернее нашего города, но на велосипедах там ездят даже в ноябре), платные парковки (это дополнительные налоги в город), но главное – удобный и быстрый общественный транспорт: трамваи, автобусы, электрички (если говорить о Германии).

– Какой опыт мы могли бы перенять у других регионов России и других стран, чтобы город был привлекательнее?

– Я думаю, что нужно начать с процессов, а дальше выработать свой путь и накапливать свой опыт. Не надо бездумно копировать решения с Запада и других городов. После такого копирования в виде картинок оказывается, что не “ну не зашло у нас в городе”, “люди не те” и так далее. А все почему? Потому что, во-первых, не проводятся исследования, во-вторых, не учитываются сложившаяся местная культура диалога, экономика, ландшафт, климат, вовлечение людей в решения.

Нужно готовить профессиональные команды людей, которые умеют вовлекать жителей, бизнес и администрацию в решение проблем города, а потом, возможно, выйти на проектирование Института урбанистики, как это произошло у наших соседей в Нижнем Новгороде. Сейчас их институт – это команда архитекторов, дизайнеров, социологов, историков, культурологов, модераторов городских диалогов, которые профессионально вовлекают жителей, администрацию и бизнес в городские процессы.

Они не делают презентации для галочки, а работают над управлением парков, проектируют сценарии в этих парках совместно с жителями, предпринимателями, чтобы те чувствовали себя причастными к городу, чувствовали за него ответственность. Институт не позволяет скинуть всю ответственность за город на администрацию или главного архитектора, наоборот – распределяет ее и право на город между всеми субъектами: властью, бизнесом и горожанами. Я думаю, что это лучшая модель управления развитием территории города и накопления собственного опыта. https://vk.com/urbanistics_nn.

– Вы могли бы назвать самые странные по архитектуры здания? Как вы считаете, они должны сноситься или должны сохраниться для истории?

– Я думаю так: если здание построено законно и без нарушений технологий строительства (то есть не представляет опасности для людей), то пусть остаётся на своём месте. Плодить строительный мусор на 2 квадратных километра и лишать более 2 тысяч человек работы, как это сделали с гостиницей “Россия” и ее персоналом в Москве, гораздо большее кощунство, чем эксплуатация неприглядного, но безопасного здания.

К тому же, многим зданиям можно дать новую жизнь и функцию. Так, например, в Димитровграде мы с командой фонда занимались открытием креативного пространства “Горизонт” в бывшем магазине хозтоваров. Сейчас это пространство для культурных событий: концертов, выставок, вечеринок, встреч, запуска бизнеса молодыми ребятами и общения разных людей. В выше упомянутой мной Финляндии, в Хельсинки, из огромных помещений когда-то закрывшихся заводов – например, бывший Кабельный завод – создают креативные пространства. Сейчас там работают художники, дизайнеры, музыканты, архитекторы, которые создают рабочие места и новую экономику на экспорт.

– “Молодежная газета” и “Справедливый телефон” уже давно добиваются того, чтобы построили дорогу, соединяющую Новый город (улицу Туполева) и Верхнюю Террасу. Там ежедневно проезжают тысячи автомобилей, потому что это один из коротких путей на Верхнюю. Однако власти говорят о том, что здесь нельзя уложить асфальт, потому что дороги нет в генплане. Как вы оцениваете нашу инициативу. Нужна ли там дорога?

– Для любого градостроительного решения необходимо вначале провести исследование: сколько людей живет и каждый день там перемещается, какое соотношение личного транспорта и общественного, как строительство новой дороги повлияет на экономику города? Возможно, окажется, что строительство дороги не единственное решение, что есть другие, менее затратные или более эффективные. Но пока такого исследования нет, верить в то, что только строительство дороги решило бы разом все проблемы, я бы не стал. Кстати, я буду очень рад, если жители Нового города примут участие в нашем исследовании Ульяновска.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное