Просмотры4075Комментарии1

Загадочная история села-города с видом на три холма

Село Котяково (Карсунский район) что только не пережило за свою историю. Будучи селом, с лёгкой руки Екатерины II оно стало городом, а потом снова превратилось в село. Корреспонденты «Молодёжки» побывали в этом населённом пункте и выяснили, как там живётся сейчас. 

Путь до села был неблизкий, да и дорога оставляла желать лучшего. Указателей на Котяково мы не заметили, поэтому пришлось спрашивать дорогу у местных жителей. Увидев огромные меловые холмы, мы заподозрили, что село где-то рядом.

Жизнь за мостом

Первое, на что упал наш взгляд, – это прекрасные виды на реку Суру. И ещё впечатляют великолепные меловые холмы. Действительно, это две достопримечательности, ради которых стоило сюда приехать и полюбоваться.

Удивительно, но на улице практически никого не было. Как потом выяснилось, большинство жителей приехали сюда лет десять назад, поэтому ничего про село рассказать не могут. В основном тут живут молодёжь да  дачники, которые приезжают сюда на лето. А  вот старожилы все «за мостом»: «Идите вперёд, не заблудитесь, там и спросите».

Как оказалось, в Котяково далеко не одна улица. Только вот асфальт положили лишь по одной, на остальных после дождя были грязь и лужи. Мы перешли мост и оказались в другом мире: около домов стояла разная техника, виднелись огороды…

Вдруг из дома вышла женщина и спросила, кто мы и что нам надо. Объяснив, что мы хотели бы написать про историю села, женщина, которой оказалось 70 лет (хотя на вид не дашь и 50), засмеялась. Она рассказала, что иногда страшновато жить. Своих боишься больше, чем чужих, потому что бывают кражи. А вот историю Котяково она не помнит, несмотря на это, она безумно любит его. И когда ездит к дочке в Карсун, то не может там долго находиться и торопится вернуться в родные края, где и воздух свежий, и пейзажи милее. Её дочь Елена проводила нас до дома Романа Чернова. По дороге она призналась, что всё в селе хорошо, только вот работы нет, клуб и школа давно уже поросли травой, молодёжь стремительно уезжает, а главное – в селе нет асфальта. Вот и приходится им после дождя ходить по колено в грязи.

Село-город-село

Пенсионер Роман Иванович встретил нас с горячим чаем. Он предложил попробовать мёд и многое поведал о нём. Оказывается, что подсолнечный и горчичный мёд лучше не брать — быстро засахаривается. Уж ему-то не знать этих тонкостей, ведь у него своя пасека.

Я уроженец села Русская Голышевка. Мать же у меня отсюда, из Котяково. Родился я в 1934 году. Изба плохая, детство тяжёлое. Девятилетним ребёнком уже работал на ферме, пас свиней. Я до сих не могу «переварить» визг свиней. Холодный, голодный, разутый в такую погоду… Как многие дети войны. Я военнослужащий, 27 лет отслужил, сейчас в отставке. Много всего повидал, жил в Самаре, где сейчас вся моя семья. В 2010 году вернулся сюда. Купил дом. Вернулся из-за того, что я здесь родился, крестили меня тут. Знаете, тянет на Родину, где бы я не был… — скромно признаётся наш собеседник. — А вот Котяково основал мордвин. Он облюбовал это место и привёл сюда мордву, после здесь появились русские. Пошли смешанные браки. Сначала было село только здесь. Того, что сейчас за мостом, – ничего не было. Местные жители активно развивали село. Далеко ходить не надо. Вот тут (недалеко от дома Романа Ивановича) был пруд, а там были 15 мельниц, два винокуренных завода, лесопилки… После из Горьковской области сюда привезли старообрядцев. Они жили по ту сторону моста. У них были другая вера, своё кладбище.

По преданиям, тем самым мордвином был выходец села Налётово (ныне деревня Налитово Инзенского района). И фамилия у него была Котяк. События разворачивались примерно в середине XVII века.

Поговаривают, что данное село упоминается в документах, касающихся казацко-крестьянской войны (1667-1671) под предводительством известного Степана Разина. Якобы в сентябре 1670 года Разин отправил специальные отряды к жителям с призывом вступить в его армию. Но разбитое войско разинцев бежало и пряталось. Именно в Котякове князь Юрий Барятинский остановился и зимой 1670-1671 годов расправился над мятежниками. После этих событий в 1671 году прихожанами была построена первая церковь во имя архистратига Михаила.

Та церковь, которую вы видели, — это не первая церковь. Первая горела, однако построили точно такую же в 1860 году. Но всё растащили, разграбили. В войну иконы большие вынимали… Были дельцы… Всё разворовали, — вспоминает Роман Иванович. — Клады находили. Здесь когда-то было море, около холмов можно всякие окаменелости найти. Да и стрельцы тут были. Во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах в селе размещались противотанковые рвы, пулемётные точки, большие блиндажи… Знаете, что обидно? Люди погибли в войне, а помнить их никто не хочет. Ладно хоть памятника удалось добиться...

Как поговаривали старожилы, звон колоколов доходил аж до села Промзино. Церковь была отменная.

Но вернёмся в XVIII век, когда была построена первая церковь. Буквально через несколько лет императрица Екатерина II своим указом превратила село в город Котяков — центр Котяковского уезда Симбирского наместничества. В городе появились уездный суд, дворянская опека, городническое правление, нижний земский суд и уездное казначейство. Уезд насчитывал 60 тысяч человек. Постепенно и сам город начал расцветать, хоть жизнь местного населения особо и не изменилась. 22 декабря 1780 года был утверждён герб города. На нём красовались три зелёные горы на голубом поле — именно те самые холмы, которые жители Котяково видят ежедневно.

Только долго пробыть городом Котяков не смог. Осенью 1776 года император Павел I своим указом превратил Симбирское наместничество в губернию и упразднил Котяковский, Тагайский и Канадейский уезды. А города Котяков, Тагай и Канадей стали сёлами. Жители так и продолжали заниматься хлебопашеством, некоторые были задействованы на сурских пристанях.

Больных возили на лошадях

Ещё одна наша собеседница — Тамара Андреевна, фельдшер, которая хоть и не родилась в Котяково, но знает, как развивалось село. 18 июля ей исполнилось 90 лет.

— Я окончила ульяновскую фельдшерско-акушерскую школу (медицинское училище) и по распределению в 19 лет попала сюда в 1948 году. Помню, приехала, а тут в клубе такая работа проводилась, я там сама в самодеятельности участвовала. Выхожу из клуба, смотрю на площадь, а от молодежи всё черно. Вот сколько нас было! А первый год было сложно работать: автобусов не было, электричества тоже. Лишь керосиновые лампы. Шприцы кипятили на углях. После обеда шприцы кипятишь, на ночные вызовы оставляешь, шприцы в воде в сумке, потом сумка вся в воде… А сколько было детских инфекций! – вспоминает Тамара Андреевна.

В те времена ветрянка, оспа, свинка, корь, чесотка, вшивость – всё это было привычным делом.

— Были и простудные заболевания, старческие (атеросклероз сердечный и мозговой), были случаи аппендицита, непроходимости кишечника. Знаете, тогда ведь «скорой» не было, приходилось больных до Карсуна на лошадях везти. Сама я в Карсун (примерно 26 километров) за лекарственными средствами пешком ходила. Рада была, если какая-то попутка догонит. На совещание каждый месяц. Уж когда нам дали грузовое такси, не знай как обрадовались! Потом и автобус появился, — добавляет женщина.

С тяжёлым чувством медик говорила об эпидемиях гриппа, которые были в 1953, 1957 и 1965-х годах. К счастью, никто не умер от заболевания. На памяти у медработника был один случай смерти от гриппа, когда ушла из жизни женщина 80 лет, но не во время эпидемий, а чуть позже.

Кстати, когда она приехала в село, здесь было 800 жителей, а теперь в Котяково всего 68 человек. Детей было много, а сейчас только три ребёнка.

Село медленно угасает, считают местные жители. Через 10-15 лет здесь никого не останется, и Котяково с его необычной историей может уйти в небытие.

Жаль…

Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное