Просмотры5111Комментарии0

Развлекательные ульяновские центры на местах старинных кладбищ

 «Город Симбирск изобилует кладбищами», — написал в конце XIX века симбирский краевед Павел Мартынов. Современный ульяновский краевед Вячеслав Ильин насчитал только в исторической части города, в его нынешнем центре, более тридцати старинных кладбищ.

От этого «изобилия» сохранились только закрытые сравнительно недавно  (в 1972 году) Старое кладбище на улице Карла Маркса, Еврейское – в переулке Робеспьера и Татарское – на проспекте Нариманова. Всё остальное теперь либо закатано в асфальт, либо обращено в парки и скверы. На месте старых кладбищ выстроены магазины и дома, что-то ушло на дно Куйбышевского водохранилища.

Кладбища не сохранились, но и не исчезли. Под землёй продолжают покоиться бренные останки тех, кто предварил нас на симбирской-ульяновской земле. Древние погосты то и дело напоминают о себе то человеческими костями, то старинным надгробием, то глиняными горшками и наконечниками стрел, что клали в могилы в эпохи до исламизации и христианизации нашего края.

Мы реально живём «на костях», гуляем «на костях», работаем «на костях», и от этого никуда не деться.

Вплоть до 1771 года в Российской империи не возбранялось хоронить в городской черте, и кладбища имелись почти при каждой приходской церкви, а то и внутри неё, где хоронили самых богатых и влиятельных прихожан. На месте сквера И.А. Гончарова на улице Гончарова раньше находился Спасо-Вознесенский собор, заложенный в XVII веке и снесённый в 1930-е годы. На рубеже XIX-XX столетий собор стали перестраивать. Расширяя фундаменты, строители наткнулись буквально на залежи человеческих костей! Их потом вывозили возами. Это была, как предположили историки, либо братская могила погибших во время осады Симбирска Степаном Разиным в 1670 году, либо массовое захоронение жертв какой-то эпидемии. Кости вывезли и захоронили на Старом городском кладбище — том, что сейчас на улице К. Маркса.

Скелеты без гробов

Восстание Степана Разина напомнило о себе двумя братскими захоронениями, также случайно обнаруженными в разное время. При прокладке подземных коммуникаций в 1968 году на эспланаде напротив Дворца бракосочетания строители наткнулись на скелеты без остатков гробов, без каких-либо вещей. Это было захоронение защитников Симбирской крепости, погибших или умерших во время месячной обороны Симбирска осенью 1670 года. По ночам, когда враг отходил в собственный лагерь, осаждённые выносили своих убитых за городскую стену и хоронили в общей могиле.

А в конце 1980-х годов, но уже на улице Красногвардейской, строители так же случайно наткнулись на братское захоронение «разинцев». Некоторые черепа и кости носили на себе отметины ударов холодного оружия, сабель и бердышей, ставших причиной гибели этих людей.

Кстати, совсем рядом от братской могилы на эспланаде у Дворца книги мы можем увидеть внушительную таблицу из чёрного гранита, напоминающую надгробие, с надписью: «Памятник федерального значения. Могильник IX-XI веков подлежит государственной охране». Как видим, людей на территории, где в 1648 году был основан город Симбирск, хоронили за много столетий до его основания.

В те времена в окрестностях возносившейся над Волгой Симбирской горы кочевали разные племена. Степняки-кочевники особым почитанием окружали горы и холмы, считая их местом наибольшей концентрации богов и духов. Над могилами особо уважаемых, обожествляемых шаманов и вождей насыпали курганы, рукотворные холмы и даже горы. Естественно, возвышавшаяся Симбирская гора самой природой, кажется, была приспособлена для похорон тех, кто желал быть поближе к своим кумирам.

Глумились над телом

С середины XVII века в Симбирске существовал Спасский женский монастырь, разогнанный и разрушенный большевиками – недавно его начали воссоздавать. До 1771 года на территории монастыря, кроме монашек, хоронили ещё и самых богатых и знаменитых симбирских жителей; делали это и потом, только реже. В 1911 году здесь похоронили симбирского губернатора Дмитрия Дубасова; его забальзамированное тело вытащили из склепа и подвергли глумлению весёлые комсомольцы в 1920-е годы, пугали с его помощью подруг-комсомолок и случайных прохожих. Захоронения монастырского кладбища обнаруживались во время строительных работ в 1960-е годы, когда строился Дворец профсоюзов — нынешний ДК «Губернаторский» — и в 2000-е, когда возводился ТЦ «Версаль». По рассказам местных, полвека назад строители натыкались на долблёные дубовые гробы-колоды, в которых лежали останки важных господ в сохранившихся остатках сапог с загнутыми носами, то есть захоронения, сделанные ещё в XVII веке, до Петра Первого, который запретил и носить такие сапоги, и бахвалиться долблёными гробами.

После указа 1771 года кладбище для знати было устроено на территории Покровского мужского монастыря. После победы революции монастырь закрыли, а потом и вовсе снесли. От кладбища, на котором было тесно от могил столбового дворянства, оставили единственную могилу Ильи Николаевича Ульянова, отца В.И. Ульянова-Ленина, а вокруг разбили одноимённый сквер. Из увезённых с кладбища мраморных памятников, говорят, делали каменные щитки для электросчётчиков. Оставшиеся на кладбище надгробия завалили в расположенные под землёй склепы, засыпав сверху слоем почвы, на котором высадили деревья.

Не вывезенные надгробия то и дело появлялись из-под земли сквера И.Н. Ульянова, немало смущая туристов, которых в советские времена обязательно возили на могилу И.Н. Ульянова. Теперь уцелевшие надгробия вновь стоят на земле, напоминая, что память – невероятно цепкая вещь и лучше её хранить, чем бороться с ней. Победить всё равно не получится.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное