«Школа — это плохо, пусть дети учатся дома!»
Мама троих дочерей 36-летняя Лиана Величко считает, что школа лишает ребёнка индивидуальности, потому выступает за семейное образование. Недавно она открыла свою «антишколу» — семейный клуб для детей, которые учатся дома, а также для их родителей. Корреспондент «Молодёжки» встретился с ней.
У Лианы два высших образования. Она – воспитатель с правом преподавания английского языка и юрист. Долгое время женщина работала начальником отдела госзакупок в Федеральной антимонопольной службе, ездила по правовым конференциям, писала кандидатскую диссертацию…
С рождением старшей дочери Таисии сознание Лианы полностью изменилось. Она тогда отправилась на семинар по грудничковому плаванию в Дахаб – египетский городок, где любят собираться хиппи, фрилансеры, пропиталась этим духом и осознала, что воспитание детей в духе свободы ей интереснее, чем продолжать карьеру. Муж, с которым она вместе с 18 лет, одобрил её выбор.
Новая школа
Когда старшей дочери Таисии было шесть лет, супруги Величко решили: школа – не лучший путь для их ребёнка.
— Мы понимали, что для кого-то нужна определённая доля смелости, чтобы не быть как все, — рассказывает Лиана. – Мы задумались: чему мы хотим научить наших детей, кроме как быть счастливыми, сильными, смелыми, свободными, самостоятельными? Каждый человек на Земле стремится к главному – познать себя, свои таланты, раскрыть их и максимально привнести в жизнь. Обычные школы, как мы считали, этому не учат. Скорее наоборот. Рамки, воздвигаемые системой, рушат сначала представления о самом себе, потом зародыши талантов и, наконец, естественное желание добра и красоты.
Супруги написали заявление в отдел образования о том, что будут на семейном обучении. Ребёнка прикрепили к одной и школ, но ни договора с ней Величко не заключили, ни даже зайти туда ни разу не пожелали.
У Лианы возникла идея создать альтернативную школу – для людей, которые тоже хотят заниматься семейным образованием. И уже в 2016 году у неё появилось немало последовательниц в Ульяновске.
Общение проходит так: две встречи в неделю. Первая посвящена обучению: ребята делают книги — дневники наблюдений своими руками, изучают математику, посещают культурные мероприятия с приглашёнными гостями. Вторая встреча – занятия на открытом воздухе: катание на коньках, прогулки в парке, изучение природы и её законов. С особой любовью рассказывает Лиана о краеведении.
— В прогулках по городу маленькие сталкеры узнают живую историю города, страны мира, строят временные ленты, читают мифы и легенды, саги и сказки, пишут собственные хроники, думают о том, какой след оставят здесь они.
«Ребёнок увлёкся чем-то, а вы ему помогаете это изучить. Любит, например, лепку – лепите всей семьей. Интересен немецкий — слушаете аудиокниги, — делится одна из мам, предпочитающих совместное обучение. — А теперь представьте, что происходит с детьми в обычной школе!.. Им в голову впихивают знания обо всём вперемешку в огромных количествах».
«А что люди подумают?»
Многие считают, что такой вид обучения не способствует социализации ребёнка. Он должен пройти школу: найти контакт с учителем и, может, попробовать алкоголь в 15 лет, и поругаться с одноклассниками, а потом выстроить с ними взаимоотношения… Без этих стадий ребёнок не сможет адаптироваться к взрослой жизни.
— Думаю, что жизнь мудрее нас. Она без лишних стараний спросит с нас, — отвечает Лиана на эти аргументы.
Она не сталкивалась с откровенным негативом в свой адрес — кроме бабушек и дедушек, которые отнеслись к такой форме обучения настороженно, никто отговаривать не пытался.
Плюсы и минусы
Мы спросили у Лианы о минусах семейного обучения. Не может же быть всё так радужно!
Достоинства | Недостатки |
1) Обычная школа обязывает. Хочешь – не хочешь, но ты в системе и должен играть по её правилам. В процессе семейного обучения ты волен быть тем, кто ты есть. 2) Современная школа очень сильно отстала от образовательных запросов родителей.
3) Домашнее образование – возможность насытить круг ребёнка интересными, не пустыми, не случайными людьми, которые могут стать настоящими, не протокольными учителями. Доказано, что лучше всего ребёнок учится у социально значимых взрослых.
4) Есть возможность найти и развить таланты ребёнка, сделать акцент на них, а не углубляться в предметы, которые не настолько интересны (на данном этапе) ребёнку. Свобода воли. Свобода выбора. Свобода действия.
Бонус: с мамой ребёнок может ругаться без последствий, можно в любое время обсудить всё что угодно, задать любой вопрос и почти всегда получить ответ, можно не делать то, чего не хочешь, а главное – можно быть собой. |
1) Всё на маме. Это главный минус, особенно когда в семье не один ребёнок, а три.
2) Непредсказуемость. Вытекает из первого пункта, потому как мама каждый день выдумывает что-то новое, в зависимости от цвета носков на правой ноге.
3) Это ужасно, но мама бывает голодной, уставшей, торопящейся, «в себе» и «вне себя».
4) Махровый тоталитаризм. В школе на учителя можно спустить директора. На маму не спустишь никого. 5) Риск стать однонаправленным, узколобым, когда застреваешь исключительно в своей реальности и не видишь других.
6) Отсутствие тишины и покоя. В школе хотя бы на контрольных тишь и гладь.
7) Мама за 8 лет так и не разобралась, чем отличаются паразауролоф и игуанодон.
8) Мама терпеть не может телевизор и компьютерные игры, зато захламила дом книгами до самого потолка. |
— Мы никому не навязываем наше видение, — говорит Лиана. — Просто хорошо, что мы сейчас можем выбирать свой путь, свои интересы. И как-то глупо отказываться от этого выбора. Но и другие выборы я тоже уважаю.
Виктория РУМЯНЦЕВА.