Просмотры1062Комментарии0

Без паники! Школа не опасна!

Многие дети в этом году пойдут в первый класс. Как им лучше адаптироваться к «новой» жизни? «Молодежка» решила выяснить это у  практического психолога, гипнолога, арт-терапевта Светланы Артамоновой.

Знаменательный этап в жизни каждого родителя – это поход ребенка в школу. У ребенка происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Ребенок, попадая в совершенно иную среду, осваивает для себя новую социальную роль – «ученик».

Школьная адаптация

Адаптационный период происходит в индивидуальном порядке и зависит от темперамента ребенка, от его психологической готовности к школьному обучению, от первой учительницы, от атмосферы в семье. В среднем, период адаптации длится от 1 до 3 месяцев.

Если адаптационный период затянулся и состояние ребенка вызывает у родителей тревогу, то это повод обратиться к специалистам: психологу, логопеду, неврологу.

Причин, по которым ребенок категорически отказывается идти в школу, может быть несколько. Например, трудно дается понимание предмета, но ребенок боится в этом признаться, или не складываются отношения со сверстниками или учителем.

«Самое главное — не делать поспешных и поверхностных выводов. Избегать высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми. Разговаривайте со своими детьми, формируйте атмосферу доверия. Тогда все глубинные переживания ребенка станут известны, и вы сможете найти выход вместе», — советует психолог.

Помощь родителей

Часто у детей многое не получается, и они теряют веру в себя. Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. И тогда ребенок, возможно, перестанет тревожиться и улучшит свои показатели.

В первом классе ребенку важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали его индивидуальные особенности. Продолжительность домашней подготовки не должна превышать двух часов. Время приготовления уроков должно быть постоянным.

Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Например, не нужно решать задачу вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи он сделает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.

При этом зачастую такой ребенок (вместо которого выполняют задание) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. (Например, говорит: «Мама, только ты можешь так доходчиво мне показать, как решать такую задачу»).

Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними), а учитель, сопоставив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо».

Во избежание таких случаев важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Поощрение учебы

Необходимо поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Но где гарантия, что спустя какое-то время ребенок не будет брать в руки книги только за деньги?

«Это именно тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно», — отмечает Светлана.

А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того, родителями решается еще одна важная задача: удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

Положительно о школе

Школа — это новая и непривычная среда, в которой ребенок не застрахован от ошибок. Если на ошибки не обращать внимания, то они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

Говорите о школе в позитивном русле. «Я очень часто наблюдаю в общественных местах, как строятся диалоги родителей и будущих первоклашек. И слышу жуткие высказывания о том, как сейчас трудно учиться, какие сложные программы и т.д.», — признается Светлана.

Весь тревожный и негативный настрой передается детям, и они уже заранее начинают воспринимать школу как что-то страшное, ужасное, да еще и длящееся 11 лет.

«Поэтому, в первую очередь, заряжайте детей своими примерами, вспоминая, какой это прекрасный и замечательный период был в вашей жизни. (Если это было не так, то придумайте красивую историю, чтобы ребенок взял полезный опыт в свой жизненный сценарий)».

Сколько бы вы ни объясняли ребенку, что учится он для себя, вряд ли это дойдет до его сознания. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным событием, и круг интересов постепенно расширится.

Родители – безусловные авторитеты для своих детей, своим примером важно показать положительное отношение к школе, чтобы поход в школу воспринимался как радостный этап жизни.

Татьяна ИГНАТЬЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное