В редакцию «Молодежная газета» и на «Справедливый телефон» поступает много жалоб от ульяновцев на общественный транспорт. Когда, наконец, наведут порядок в этой сфере? Беспокоят горожан и слухи о грядущем повышении стоимости проезда. Корреспонденты «Молодежки» разбирались в этих вопросах.
Маршрутки по-ульяновски
– Я совсем недавно стала свидетелем, как водитель одного из автобуса 43-го маршрута отчитывал пожилую женщину за то, то она медленно заходит в салон, – рассказывает Татьяна Вдовина. – Результат – порванная куртка из-за закрытой водителем двери. Это же вредительство!
Другая история, рассказанная Дмитрием Водяновым, не менее показательная.
– Был свидетелем, как в 52-ой маршрутке кто-то сделал замечание водителю, мол, не скотину на убой везете. В итоге от «Станков» до «Автозавода» мы ехали со скоростью самого медленного пешехода. Наказал, – говорит Дмитрий.
Обеспокоены поведением транспортного персонала и родители школьников. 4 октября этого года в Димитровграде кондуктор довела восьмилетнюю школьницу до нервного срыва только за то, что ребенок потерял деньги на проезд. Происшествие это не первое и далеко не последнее.
– Занятия в секции у моего сына заканчиваются в 18.30. Иногда он добирается сам. Недавно жду я своего ребёнка с тренировки, его нет и нет. Звоню. Сын рыдает в трубку: «Мама, автобусы не останавливаются». В следующий раз провела эксперимент. Что вы думаете, если на остановке тормозит маршрутку ребенок, водители просто игнорируют, – возмущается Марина.
По кабаньим тропам
С маршрутами, обслуживающими новые районы и пригородную территорию, тоже не всё ладно. Так, жители села Елшанка вынуждены добираться с работы до дома по кабаньим тропам, каждодневно рискуя наткнуться на диких животных. Просто маршрутки заезжают в село всего два раза в день: утром и в обед. А на попутках не наездишься.
Не лучше обстоят дела и с 25-м городским маршрутом, который в народе уже прозвали «экскурсионным». Маршрутчики плевать хотели на расписание движения, микроавтобус пассажиры ждут порой час, полтора.
Свою лепту нервозности как ни странно вносит и операция «Автобус», которая в городе проходит с завидной регулярностью.
– Вроде как порядка ради затеяно, но у нас всё делается через одно место, – говорит пассажирка Анна Рогожкина. – После таких операций маршрутчики не берут пассажиров, если нет посадочных мест: штрафа боятся. Вот и стоишь по часу на остановках.
Но что интересно: про жалобы на регулярность движения пригородных маршрутов и маршрутов в новых микрорайонах в облправительстве ничего не знают.
– Жалобы от жителей такого рода к нам не поступали. Если поступят, готовы решать вопрос. Но здесь людям надо понимать: ради интереса нескольких человек запускать маршрут никто не будет. Пассажирам самим стоит решать проблему, как-то приноравливаться, приспосабливаться к ситуации. В остальных случаях, безусловно, проводится тщательный анализ и рассматривается целесообразность изменений, – сказал директор областного Департамента транспорта Юрий Чибисов.
Перевозчики не в курсе
О том, что с общественным транспортом надо что-то делать, говорят давно. На практике же люди не видят никакие сдвиги. В 2016 году вроде как занялись всерьёз, даже москвичей пригласили. Пошумели о замене подвижного состава, да так дело и не сдвинулось.
На сегодняшний день в городе действует более 100 направлений движения маршрутного транспорта, обслуживают которые 17 частных перевозчиков, один муниципальный и плюс электротранспорт.
В областном департаменте транспорта нам заявили, что всё под контролем.
– Сейчас идет логистическая работа. Отслеживается пассажиропоток, разрабатываются варианты решений. Выводы и предложения мы услышим уже в мае 2018, когда соберёмся на совет, где будут присутствовать и общественность, и перевозчики, – сообщил директор департамента Юрий Чибисов.
Однако сами перевозчики не в курсе событий.
– Ни о какой работе в направлении пассажирских перевозок, кроме той, что нас обязали заменить старый транспорт на новый до июня 2018 года, лично я не слышал. При этом перемен мы ждём с опаской. Боюсь, от новых придумок чиновников пострадают не только перевозчики, но в первую очередь пассажиры, – убежден директор 4-го городского маршрута Евгений Горелов.
Думаем еще
Что же касается недавнего заявления губернатора Сергея Морозова о бесплатных перевозках школьников по городским маршрутам, то в транспортном департаменте уверяют — вопрос уже прорабатывается. В планах организовать безвозмездную доставку детей в Ульяновске, Димитровграде, Инзе и Барыше. Правда, коснётся это только городского общественного транспорта. Сейчас просчитают размер денежных вливаний.
О грядущем повышении стоимости проезда в маршрутках, за которым, как ниточка за иголочкой, последует и рост цен в муниципальном транспорте, в департаменте отвечают уклончиво. Мол, думаем еще.
При этом сами перевозчики отрицают, что просили поднять цену проезда всего на рубль до 19, как это было сообщено в ульяновских СМИ. Говорят, больше просили.
– По нашим подсчетам, чтобы выжить и не посинеть, надо повышать проезд до 20 рублей. Для выполнения же всех обязательств цена должна быть где-то рублей 25. Во многих регионах, к слову, уже давно к этому пришли. У нас же всё рассматривают, а в это время количество подвижного состава стало сокращаться даже в нашей маршрутной среде. Отсюда вам и задержки, и нежелание работать на убыточных маршрутах, – считает Евгений Горелов.
Экспертное мнение
По мнению транспортных логистов, маршрутки – это вообще ненужный «аппендикс», который работает только в частных интересах и практически неуправляем.
– На самом деле маршрутки не только не способны решить проблему с передвижением по городу, но усугубляют её своим существованием. Отмечу, что такой вид транспорта, как маршрутки, есть у нас в России и в Африке, например. В развитых странах сегодня весь общественный транспорт принадлежит муниципалитетам. При правильном управлении и подходе вполне можно организовать безубыточное функционирование, – считает логист по транспорту Велимир Вахрушев. – Поэтому убежден, что наблюдаемый пассажирский коллапс в Ульяновске есть не что иное, как лень и управленческое бессилие наших чиновников.
Мария КЛИМОВА.