Просмотры883Комментарии0

Выставка «Маскарад. 1917. Лермонтов, Мейерхольд, Головин» откроется в Ульяновске

Экспозиция станет частью программы «Симбирский разлом. Люди и судьбы», посвящённой 100-летию Великой российской революции.

В истории мирового театра пьеса «Маскарад» режиссёра Всеволода Мейерхольда занимает уникальное место. Премьера легендарного спектакля состоялась на сцене Императорского Александринского театра в канун февральской революции 1917 года, когда в Петрограде уже стреляли. Драма Лермонтова в спектакле В.Э. Мейерхольда и А.Я. Головина приобрела мистическое звучание, а спектакль, созданный гениальными режиссёром и художником, стал «знаком времени», ознаменовавшим гибель империи.

У пьесы в стихах «Маскарад», написанной М.Ю. Лермонтовым в 1835 году, была довольно трудная судьба. Поэт мечтал увидеть её на сцене, однако, при жизни писателя этого не произошло. Спустя почти полвека мечту Лермонтова осуществили режиссёр В.Э. Мейерхольд, художник А.Я. Головин и композитор А.К. Глазунов.

Сотрудничество Всеволода Мейерхольда (1874-1940) и Александра Головина (1863-1930) – один из самых ярких тандемов режиссёра и сценографа во всей мировой истории театра. Над постановкой спектакля «Маскарад» они работали 6 лет. Создавался он с невиданным размахом и масштабностью. Одних занавесов было изготовлено 5 штук для каждой сцены. Все годы, пока готовился спектакль, Головин изучал лермонтовскую эпоху и сделал к этому спектаклю около 4000 эскизов костюмов, гримов, предметов мебели и бутафории. Спектакль Мейерхольда-Головина был синтетическим действом, в котором соединились опера, танец, пантомима и трагедия. Атмосфера пьесы была символико-мистической. Она впитала в себя нервозность времени, когда каждый чувствовал, что грядут перемены, и старый мир будет рушиться.

Посетители выставки получат уникальную возможность увидеть подлинные сценические костюмы, созданные по эскизам выдающегося художника А.Я. Головина.

История этих костюмов поистине уникальна. Долгие годы считалось, что они погибли осенью 1941 года во время взрыва фугасной бомбы, уничтожившей театральный склад, где хранились декорации к спектаклю. Но спустя время сотрудники Александринского театра обнаружили очень многое сохранившимся (детали одежды, занавесов, костюмы, предметы мебели, даже мелкий реквизит).

Восемь сценических костюмов, специально привезённых из Санкт-Петербурга из фондов Музея русской драмы Александринского театра для этой выставки, позволят совершить удивительное путешествие в прошлое русского театра и роковой 1917 год.

Значительную часть выставки составляют художественные эскизы А.Я. Головина. Огромное количество созданных им рисунков декораций, костюмов, бутафории поражают чувством стиля и точностью деталей, художник будто преображает документальный материал в произведение искусства. Эскизы декораций к спектаклю «Маскарад», «Письмо А.Я. Головина А.А. Бахрушину о судьбе декорационных материалов к «Маскараду», а также редкий «Билет №121 на генеральную репетицию спектакля «Маскарад», датированный 24 февраля 1917 годом предоставлены на выставку из фондов Государственного Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина.

 

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное