Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Ульяновские бункеры спасут не всех

Изначально материал наш должен был стать экскурсионным путеводителем по бункерам Ульяновска. Во времена Великой Отечественной и холодной войн построили достаточно бомбоубежищ. Но, увы, информация о них засекречена. Однако кое-что любопытное корреспондентам «МГ» выяснить всё же удалось.
Картина безопасности
В 2015 году по всей стране прошла массовая инвентаризация защитных сооружений, которых всего 16 271. В Ульяновске тоже обследовали, включая подвалы и цокольные этажи, 1176 различных зданий. Но вот, что интересно: тотальная всероссийская акция «Оцени бомбоубежище» официально показала: 95% объектов – в неудовлетворительном состоянии по знакомым до боли причинам: покоцала нашу безопасность разруха, как моль шерстяной шарфик, и дало о себе знать отсутствие должного финансирования.
К слову, в Заволжском районе, на проспекте Ульяновском, на учёте год назад стояло только одно убежище ГО, встроенное под домом № 5. По итогам инвентаризации, укрытие признано аварийным и не подлежащим восстановлению. Объект планировали снять с учета. Судьбу его сегодня установить, к сожалению, не удалось. И оно такое – не единственное.
– По нашим данным, в убогом состоянии находится много объектов безопасности. Из них – и тоннель под мемцентром, что уходит вниз, в сторону Волги. По рассказам, по нему можно пройти под рекой, хотя это маловероятно. Доступа туда нет, а у кого есть – вряд ли полезет, – делится своей информацией ульяновский диггер Александр. – Я же исследовал не так давно небольшое и неглубокое бомбоубежище около старого ж/д вокзала, рядом с пешеходным мостом, через пути. Зрелище, скажу, не для слабонервных: свалка и жилище бомжей, все стены изгажены дозорными, охраны никакой. Вот и делайте выводы: куда мы побежим в случае опасности и побежим ли вообще?
На этом фоне торжественный отчет из Ульяновска о том, что «в результате инвентаризации выявлено, что 908 зданий и сооружений общей площадью порядка 760 тысяч кв. м могут быть использованы для укрытия 1 млн 246 тысяч человек», не может не радовать. Йо-хо! Наша область спасется практически в полном составе?
Кто достоин спастись?
У нас насчитывается около 123 защитных сооружений в основном, конечно, на промышленных предприятиях. Правда, почти 1/3 нуждается в капитальном ремонте или по объективным причинам признана непригодной для использования. Кроме того, есть информация, что бункеры, простоявшие без дела многие годы, сейчас сданы в аренду коммерческим структурам под склады, производственные помещения и даже офисы с одним условием в договоре об аренде: в случае необходимости освободить убежища в течение 12 часов.
Все эти укрепления относятся ко второму и третьему классу оснащения и готовы спасти около 90 тысяч человек. Самые маленькие из них, например, «Фара», вместит 100 человек. Есть средние, где могут спрятаться от 100 до 450 граждан. Больше всего подземок, рассчитанных на 450—1200 обитателей. Крупнейшим подземельем Ульяновска считается автозаводское – на 2,5 тысячи человек. В мирное время оно используется как гараж. В убежище есть даже своя артезианская скважина. Предусмотрен в нем и комфортабельный VIP-уголок на 25 человек для начальства.
Убежище премиум-класса расположено и под «Белым домом» – областным правительством. Как туда проникнуть, знают только посвященные. Известно лишь, что в бункере есть всё необходимое, чтобы представители власти жили там в комфорте длительное время. Для сравнения: подземные дома для простых смертных обустроены только деревянными нарами и скамейками.
Но не стоит забывать: всё это многообразие рассчитано лишь на тех, кто задействован в производстве оборонного комплекса, на предприятиях жизнеобеспечения и, конечно же, на чиновников. Остальных ульяновцев в случае чрезвычайной ситуации эвакуируют в загородную зону или разместят в инвентаризированных в 2015 году «возможных укреплениях».
Слухи или правда?
Год назад по стране прокатилась весть, мол, американская разведка выступила с заявлением, что в России в течение последних нескольких лет строятся подземные командные бункеры по управлению ядерными силами. Эксперты тогда слух подтвердили, отметив, что их создание связано с внедрением в ракетные войска перспективной интегрированной автоматизированной системы боевого управления (ИАСБУ) пятого поколения.
Говорят, что бункеры нового поколения подразумевают абсолютную безопасность: убежища должны «защитить людей как от поражающих факторов ядерного взрыва, так и от отравляющих веществ и бактериологического оружия». Впрочем, они смогут спасти горожан и в мирное время, например, при наводнениях, пожарах и обрушениях высотных зданий. В зависимости от целей их человекоемкость – от нескольких десятков до нескольких тысяч.
О новых проектах безопасности на территории Ульяновска нам, конечно же, ничего узнать не удалось: гриф «совершенно секретно». Зато нам посчастливилось побывать в одном из бункеров Куйбышевской железной дороги.
Безопасная аскетичность
Защитное сооружение Локомотивного депо станции «Ульяновск» по оценкам специалистов считается одним из самых безопасных. Оно рассчитано на 200 человек. Здесь есть практически всё: туалет, горячая и холодная вода, отопление. Запасов еды и воды хватит на шесть суток. В служебном помещении противогазы последней модели; при необходимости включается дополнительная вентиляция воздуха. А вот внутреннее убранство предельно простое. Для отдыха людей предусмотрены всего лишь двухъярусные нары, спать на которых можно по переменке.
– Убежище локомотивно-ремонтного депо предназначено только для работников железной дороги – людей, которые должны работать в любое время. Остальных граждан в случае чего сюда не пустят. Таких убежищ в Ульяновске всего два,- рассказывает Сергей Комаров, начальник штаба гражданской обороны ст. «Ульяновск КЖД».
В случае опасности бомбоубежище приводится в боевую готовность за 12 часов: пополняется стратегический запас продуктов, воды, медикаментов. В мирное время помещение тоже не пустует: здесь оборудован класс для занятий по ГО и ЧС. Единственным постоянным жильцом убежища является «Петрович» – манекен, со всеми функциями живого организма, который всегда готов испытать на себе навыки каждого по оказанию первой помощи.
– Бытует мнение, что войны у нас не будет и гражданская оборона никому не нужна. Мы занимаемся производством и забываем о том, что мы люди и всем нам хочется жить. А тем временем мы обязаны в мирное время быть готовыми ко всему,- считает Валентин Федянов, ведущий инженер специальной службы КЖД.
На поддержание в рабочем состоянии бункеров на РЖД ежегодно выделяются немалые средства: только на Куйбышевской железной дороге эта сумма превышает 1,5 млн рублей.
Если завтра была война?
Проведенный нами опрос населения показал: люди ведь и не представляют, как себя вести в случае тревоги. Даже на регулярную сирену, что раздается на весь город, уже много лет никто не обращает внимания, ведь никто и разъяснительную работу с населением не ведет. Хотя, по обнаруженным нами документам, эта обязанность относится в том числе и к управляющим компаниям.
Тем временем заветные 760 тысяч кв. м, на которые возлагают надежды в ГО и ЧС, по факту не предназначены для длительного укрытия, а их санитарное состояние явно не для спасения населения. Кроме того, все подвальные помещения находятся под замком – и попасть в них в случае угрозы так просто не получится. В поисках ключиков придется еще побегать.
Да и четкой схемы – плана эвакуации – куда бежать, нам так и не удалось добыть, хотя она должна быть всем известна. Ощущение такое, что ее вообще никто в глаза не видел.
При таком отношении к нашей безопасности ничего не остается, кроме как молиться о спасении.
Ольга ТОНИЦОЙ

Exit mobile version