Просмотры1028Комментарии0

Страсти по волжскому косогору

Защитит ли Ульяновск нынешняя система противооползневых инженерных сооружений? Чиновники молчат. Возможно, что хвастаться-то особо нечем, всё пришло в упадок. А ведь волжский косогор – это бомба замедленного действия.
Оползни с XVIII века
Удивительные вещи происходят в Ульяновске. Все ищут крайнего в ЧП с последним апрельским оползнем на грузовой «восьмерке». Дескать, кто его проворонил? По сути, ответ прост: за ним следить нужно было и проводить вовремя необходимые работы. Ведь ничего нового не произошло. За всю историю существования Симбирска-Ульяновска оползнями были разрушены и повреждены многие здания, железные и шоссейные дороги. Достаточно полистать историю.
Наиболее крупные оползни в городе были в 1724, 1743, 1785, 1888, 1892, 1902, 1904, 1909, 1915, 1945, 1955, 1957 годах. Историк П.Л. Мартынов в своей книге «Город Симбирск за 250 лет его существования» (1898 года издания) приводит интересные данные: «…Симбирская гора в 1743 году столь много с своего места тронулась, что две каменные церкви повредило. Затем, в 1785 году, обвал Симбирской горы был настолько велик, что при этом разрушились многие дома, в том числе смирительный дом и часовня близ Смоленской церкви. Весною 1888 года образовались три значительных обвала горы близ Исакиевского колодца, которые угрожали бульвару на венце, и город израсходовал почти 700 руб. на постройки, для предупреждения дальнейших обвалов горы. Равным образом движение горы было замечаемо при устройстве Смоленского спуска в 1892 году…»
В 1902 году оползень сильно повредил железную дорогу, спуск, соединяющий город с пристанями, а также многочисленные хлебные амбары и другие строения. Оползень, произошедший 29-31 мая 1915 года, был настолько разрушительным, что чрезвычайное собрание Городской Думы приняло решение: «Борьба с последствиями катастрофы должна быть признана делом общегосударственным». Тогда были разрушены подходы к строящемуся волжскому мосту со стороны города, мостовая по Петропавловскому спуску, церковь, был также сильно повреждён и строящийся мост. В 1955 году произошла повторная подвижка южной половины оползня 1915 года (вышли из строя 740 метров железнодорожного полотна, убытки исчислялись миллионами рублей). После оползня 1979 года было прекращено движение поездов на четверо суток, встали все стройки; на восстановление деформированной части железной дороги потребовалось 320 вагонов щебня.
Лишь в 1963 году в Ульяновске было закончено строительство противооползневых сооружений: устроены капитальные глубокие дренажные штольни для перехвата и отвода подземных вод из постоянных водоносных горизонтов, многочисленные дренажи грунтовых вод, водоотводные канавы и ливнестоки для отвода поверхностных вод. А вблизи подхода железнодорожной магистрали к волжскому мосту и у речного порта сооружены мощные контрфорсы (опоры).
Большой секрет Чемидронова
Что сегодня собой представляет система противооползневых инженерных сооружений в Ульяновске? Насколько она пострадала во время апрельского оползня? С этими вопросами мы обратились к директору МБУ «Управление инженерной защиты» Александру Чемидронову.
– Наших сооружений там нет, – ответил он. – А о противооползневых защитных сооружениях говорить не уполномочен…
Вот это да! В то время, когда по городу ходят различные слухи об оползнях, чиновник даже не посчитал своим долгом успокоить читателей «МГ» и рассказать о системе защиты. Возникает вопрос, на своем ли месте работает этот человек? Может, главе города Панчину и главе администрации Гаеву подыскать более разговорчивого и не такого «секретного» директора?
Если Чемидронов – не специалист в этом деле, то там ему не место. А может, он просто боится чего лишнего сболтнуть, ведь работу его предприятия сейчас скрупулезно проверяют региональные следователи в рамках уголовного дела по оползню. Изъяты необходимые документы и в МБУ «Управление инженерной защиты»,и в администрации города Ульяновска. Прошли допросы должностных лиц этих учреждений. Решается вопрос о назначении экспертных исследований в компетентных учреждениях соответствующего профиля.
Против оползней
Как выяснила «Молодежка», противооползневые сооружения в пределах Ульяновска построены преимущественно в центральной части волжского оползневого склона (от ул. Тухачевского до Киндяковской выемки), в районе водозаборных сооружений, в районе нового мостового перехода через Волгу, в районе посёлка Карамзина. Используются дренажные и водоотводные устройства. Из дренажных сооружений применяются дренажные штольни, дренажи мелкого заложения, откосный дренаж и дренажно-водоотводные канавы. Это – десятки километров сооружений. Кстати, не все противооползневые сооружения принадлежат городу, часть – железнодорожникам, есть даже частные. Но многие из них находятся в аварийном состоянии, средний износ составляет 60-80%.
Строительство новых сооружений не производилось с конца прошлого века. Это привело к снижению эффективности защиты склонов от оползневых процессов и разрушению зданий и сооружений на склонах, в том числе автодороги и железнодорожной магистрали. Хотя если полистать пресс-релизы мэрии, то можно найти сообщения о ремонте противооползневых сооружений силами тогдашнего предприятия «Противооползневые работы». Например, лет шесть назад в районе улицы Рылеева переложили 600 м дренажно-ливневой канализации. Реконструкции подверглись участки, разрушенные в результате оползней в 2007-2008 годах и не выполнявшие функций по отводу талых и дождевых вод.
Бомба замедленного действия
Проблема в финансах. Руководство города слишком мало выделяло средств на противооползневые работы. А волжский склон – бомба замедленного действия. И об этом в свое время говорил специалист «Ульяновскгосэкспертизы», геолог Иван Мирошников. Рано или поздно все здания на Венце ждет судьба церкви, которая когда-то стояла на волжском склоне. В опасной зоне расположены филармония, сельхозакадемия, художественный музей, педуниверситет, Мемцентр.
Эксперты еще в начале этого века предлагали ниже по склону сделать упорную стенку, уйти внутрь скважинами, буронабивными сваями. И, разумеется, все же изыскать возможности и привести в порядок дренажную систему. Но все так и осталось… Чему теперь удивляться? По мнению того же Мирошникова, чтобы обезопасить и восстановить грузовую «восьмерку», надо убрать из склона все водовыпуски. Это огромная работа и большие деньги. Одна надежда на главу МЧС России Пучкова, который обещал приехать в Ульяновск и лично разобраться в причинах оползня.
Арсений КОРОЛЕВ.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное