Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Вклады растут – кредиты меньше берут

Коснулся ли кризис Сбербанка? Есть ли у него «черный список» должников? Хватает ли ульяновцам валюты, и не повторятся ли события конца 2014 года, когда все разом бросились снимать наличность в банкоматах? На эти и другие вопросы корреспонденту «Молодежки» ответила заместитель управляющего региональным отделением Сбербанка Ризида Фатыхова.

– Что за экстренное совещание с территориальными управляющими недавно проводил Герман Греф в Москве?
– Это была обычная конференция по итогам года. Собрались все руководители главных территориальных отделений банка. Конечно, нас интересовал вопрос: как закончился сложный для финансовой системы год. Но Греф отметил, что Сбербанк держится уверено, хотя кризис коснулся и нашей организации. Но год закончили с прибылью – 284 млн руб. Вся банковская система заработала за прошлый год 192 млрд прибыли. Сегодня поставлены новые задачи. Есть несколько сценариев развития: оптимистический, пессимистический и впервые, так сказать, «черный прогноз». Ну, это на случай, если, не дай Бог, в экономике произойдет что-то невероятное. Но у Сбербанка есть запас прочности. Банк ведет взвешенную политику, и это позволяет держаться.
– И все-таки как кризис сказался на Сбербанке?
– Поставлены задачи по оптимизации расходов. Вы видели, что в прошлые годы мы переформатировали все филиальные сети под один формат. На это направляли определенные средства. В этом году какие-то проекты придется свернуть. Но кредитование, в том числе и населения, прекращаться не будет. И это несмотря на прогнозы в экономике и на снижение платежеспособности населения.
– Кстати, как вы оцениваете платежеспособность ульяновцев?
– В кризис люди больше склоны к сбережениям, чем к тратам. Те опасения, что будет отток вкладов, не оправдались. Наоборот, вклады растут. Люди несут деньги. Но народ сейчас осторожно подходит к получению кредитов. В итоге объемы кредитов упали. Платежеспособность населения по погашению кредитов в Ульяновской области одна из лучших. Хотя есть определенный процент невозврата. Но он есть во всем мире.
– И много долгов у населения?
– Уровень проблемной задолженности в ульяновском отделении меньше двух процентов. Это хороший показатель. У нас же как: есть люди, которые хотят платить, но не могут в силу жизненных обстоятельств. А есть такие, кто может платить, но не хочет. Самое главное для наших заемщиков – если вы попали в сложную жизненную ситуацию, то лучше сразу обратиться к нам. Банк рассмотрит все варианты, в том числе и по реструктуризации долга.
– А есть ли у Сбербанка «черный список» должников?
– Что значит «черный список»? Если вы имеете в виду так называемое бюро кредитных историй, то никто из этого секрета не делает. Но это не в нашем банке – это все официально. Все банки вносят информацию в это бюро, и все банки оттуда берут нужные сведения.
– Прощает ли Сбербанк долги людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
– Банк не может прощать долги, потому что отдает не свои деньги. Я как один из руководителей, например, не могу кому-то из сотрудников дать разрешение: этому простить, а этому – нет. Деньги, взятые в долг, необходимо возвращать.
– Все хотел узнать, почему в Сбербанке такие низкие проценты по вкладам?
– А это и есть взвешенная процентная политика. У нас тоже есть высокие вклады, все зависит от условий: срока, суммы вклада, начисления процентов. Например, если человек положит пять миллионов и на пять лет, то ставка будет высокой. У Сбербанка вполне рыночные ставки. Дело в том, что, принимая деньги, банк должен знать, куда их вложить. Не в кубышке же и не в хранилище держать. Надо вкладывать в экономику. А если банк принимает под высокие ставки, то там, значит, есть высокие риски. Мы не можем позволить рисковать деньгами населения.
– В последнее время все больше разговоров о мошенничестве с банковскими картами…
– Чаще всего эти случаи происходят по неосмотрительности клиентов. Хотя мы каждому даем памятку – чего не надо делать. Ведь мошенники даже не пытаются вскрывать ай-ти-технологии банка, они вскрывают бдительность и невнимательность клиентов. К примеру, клиентам приходят смс-сообщения с какого-то незнакомого номера: мол, ваша карта заблокирована. Для разблокировки позвоните туда-то и подпись «Ваш 900». А все привыкли, что номер Сбербанка – «900». И начинают звонить, даже не посмотрев на номер отправителя. В итоге у клиента со счета снимают деньги. Да и мошенники специально подбирают похожие номера. Нельзя реагировать на такие сообщения. Сбербанк никогда не требует назвать пароли, коды.
Другой случай. Сейчас много людей продает вещи по интернету. Вам звонят и говорят, что готовы купить, например, машину и хотят перечислить аванс. Просят назвать номер карты и дополнительные пароли, которые приходят на телефон или код Сбербанка онлайн. И человек все называет. Ему реально перечисляют деньги. Но у мошенников есть вся информация по карте, и потом они уже снимают с нее деньги. Были случаи, когда чеки с паролями клиенты выбрасывали в урны, а мошенники их подбирали. Потом они снимали деньги. Теперь чеки отменили, будут приходить смс-сообщения с кодом. А однажды пришел клиент и заявил, что с его счета сняли деньги, хотя, по его утверждению, банковская карта все время была при нем. Мы выяснили, что к нему на каникулы приезжала дочь и поздно ночью тайно сняла с этой карты деньги.
– В конце 2014 года народ резко бросился снимать наличку в банкоматах. Как Сбербанк справился с этой сложной ситуацией?
– К сожалению, все это было спровоцировано кем-то в интернете. Но мы поняли, насколько остро может развернуться ситуация из-за одного неосторожного высказывания. Тогда действительно в Ульяновске запустили «утку», что деньги заканчиваются, и народ бросился их снимать. Но никаких проблем с наличностью не было. Произошел повышенный расход, который и спровоцировал быстрое снижение количества денег в банкоматах. И в обычном режиме инкассаторы уже не успевали подвозить деньги. Мы тогда работали круглосуточно – почти двое суток. Все наши службы мониторили банкоматы области. Но и народ у нас разный! Сама лично видела, как в два часа ночи пришли клиенты в банкомат и просто стояли и смотрели — есть ли деньги. А люди подходили и деньги снимали. Даже были такие, которые снимали сто рублей и уходили. Но мы справились, и в течение двух суток ситуация была отрегулирована.
– А сейчас нет ажиотажа насчет валюты? Хватает ее?
– Валюты хватает. Нет проблем. Мы прошли тот этап, когда народ активно ее скупал. Да и сейчас не тот курс. У нас и во время ажиотажного спроса проблем-то не было.
– Недавно в прессе прошла информация, что в этом году еще 10 банков могут лишиться лицензий. Скажите, Сбербанк не рухнет?
– Один клиент еще в 90-е годы как-то сказал: «У меня есть одно убеждение – Сбербанка не будет тогда, когда не будет России».

Записал Арсений КОРОЛЕВ.

Как защитить свои деньги от мошенников?
1. Используйте карту в хорошо просматриваемых пространствах. Хорошо, если банкомат стоит в зоне наблюдения видеокамер.
2. Набирая ПИН-код по возможности быстро, всегда прикрывайте ввод кода рукой. Ваша задача – не дать понять мошеннику, какие цифры клавиатуры вы нажимаете.
3. Храните ПИН-код отдельно от карты, не пишите ПИН-код на карте, не сообщайте ПИН-код другим лицам (в том числе родственникам).
4. Уничтожайте чеки с паролями от систем интернет-банка, если не планируете их использование. Не передавайте чеки третьим лицам, в том числе сотрудникам банка.
5. Подключите уведомления о действиях со счетом к мобильному телефону (услуга называется «Мобильный банк»). Таким образом, даже в случае возникновения неправомерного списания, вы сможете оперативно отреагировать и заблокировать карту.
6. Обязательно информируйте банк о смене номера вашего мобильного телефона, так как банковская карта «привязана» к номеру и на него поступает вся информация о движении средств по счету карты.
7. Во избежание мошенничества с использованием вашей банковской карты требуйте проведения операций с ней только в вашем присутствии, не позволяйте уносить карту из поля вашего зрения.
8. Сбербанк никогда не просит клиентов перезвонить по какому-либо номеру, не запрашивает индивидуальную информацию – пин-код, дату выпуска, личные данные или полный номер карты.
9. Используйте антивирусную программу в своих гаджетах.
10. Не следуйте указаниям в электронных письмах и смс-сообщениях о проблемах с вашим счетом. Чтобы уточнить состояние счета или карты, обратитесь в любое отделение Сбербанка или в службу поддержки клиентов.

Exit mobile version