Просмотры1099Комментарии1

Италия: Пред искусством мы должны трепетать!

Итак, уже в пятый раз мы отправляемся в путешествие эконом-класса по маршруту, проложенному журналистом Ольгой Ронжиной. Сейчас наш путь лежит в чудесную Италию.

…Тот год складывался у меня просто провально. Удача меня покинула. Не двигалось ни одно дело, а особенно дело поиска нормальной работы. «И так я, и эдак, и всё не с руки…» — как говаривал Юрий Левитанский.
И вот в середине августа, когда я, уже ни на что не надеясь, сновала по сайтам, где какие-то удачливые люди как-то находят работу, в рекламном столбце всплыла картинка главной площади Венеции, залитой водой. «Опять — наводнение. Караул! А вдруг — последнее для этого необыкновенного города?» — захлебывался эмоциями какой-то специально нанятый для таких «сенсаций» мальчик. (Ну, что за напасть! Ведь даже такие убогие находят работу!..) Стоп! Стоп…
— Слушай, — сказала я сыну. — Очень хочется в Италию. В Венецию.
— Поехали, — спокойно сказал мой взрослый сын. — А как мы туда поедем?
— Как все ездят. Прилетаем в Римини — это на Адриатическом море, южнее Венеции. А оттуда едем на экскурсии в Рим, в Венецию и во Флоренцию. Только как мне «шенген» сделать?
— Я тебя «возьму на поруки».
Сколько надо денежек? Выкупить путевки — это возьмем с кредитки. Еще примерно по 300 евро на поездки. Плюс еда, кое-где входные билеты. В общем, евро по 400 на брата нам должно хватить…

Пляж в Римини

Пляж в Римини

Italy01_00060

Пляжный натюрморт

Первая итальянская пицца
…К Римини подходила осень. С балкона третьего этажа дешевой гостиницы мы смотрели, как с мокрых платанов, кружась, облетают огромные красно-желтые листья — из каждого такого листа можно было сшить шляпу с полями.
На песчаном пляже рабочие убирали вымощенные плиткой тропинки к морю, словно скатывали ковровые дорожки.
Пляж был огромный и совершенно плоский. И море застыло, как зеркало. Только в отдалении шел грозовой фронт — молнии нещадно били то ли в воду, то ли в землю. Но люди купались. Русские, конечно!
Мы уже съели свою первую итальянскую пиццу. Часа в два дня, сразу после приезда, когда сын, не принимая никаких возражений, завалился спать, я пошла поискать какой-нибудь еды. В это время в Италии сиеста, большинство торговых точек закрыто. Прошла квартала три, отсчитывая перекрестки и отмечая здания, чтобы, не дай Бог, сразу не потеряться в новом городе. Наконец, нашла работающую пиццерию.
В меню было не меньше тридцати видов пиццы. Я ткнула пальцем в первую попавшуюся: «Маргерита». Высокий итальянец лет сорока, в черной одежде и ослепительно белом фартуке, хлопнул на разделочный стол кусок теста, слегка примял его, подхватил на одну ладонь и начал раскручивать. Буквально за минуту колобок под действием центробежной силы превратился в плоскую лепешку идеально круглой формы. Понты, конечно. Но красиво! Повар так плавно и точно совершал каждое движение: мазал чем-то лепешку, потом аккуратно тер на нее душистый твердый сыр — что казалось, он исполняет какой-то изысканный менуэт вокруг этой пиццы. Наконец, он поддел национальную итальянскую плюшку тонкой деревянной лопаткой и сунул в печь, которая была за его спиной. Оказывается, пиццу пекут в открытых печах, на плоской нагретой поверхности. По помещению поплыл чудесный аромат. Понятно: «Маргерита» делается только с сыром, без колбасы, грибов, помидоров и прочих добавок. Пусть так! Зато сыр какой-то необычный. А в следующий раз попробуем изделие посложнее.

Римини. Фестиваль францисканцев

Римини. Фестиваль францисканцев

Францисканцы торгуют весело

Францисканцы торгуют весело

Аккуратно держа перед собой плоскую коробку, вприпрыжку бегу в отель, чтобы пицца не остыла. Улыбаюсь и киваю хозяевам: женщине, которой на вид за 60, и ее сыну — его место за стойкой регистрации. Они не знают ни слова ни по-русски, ни по-английски. (Но у нас с собой итальянский разговорник — разберемся!) Уже начинаю подниматься по лестнице, когда слышу за спиной уважительное: «Мама!» Понимаю: это они про меня. Мол, мамы во всех странах — просто мамы, их забота — детей накормить. Я оборачиваюсь и, показывая на пиццу, соглашаюсь: «Мама!» Мы втроем начинаем смеяться, потому что прекрасно понимаем друг друга.
Первая итальянская пицца была хороша! Мы вынули из дорожной сумки кипятильник, заварили чайку и откушали с полным удовольствием…

Улочка Римини

Улочка Римини

Потом мы гуляли, любовались дальней грозой и ждали ужина. Не только чтобы поесть, но и чтобы, пока еще не было встречи с отельным гидом, расспросить земляков, что здесь как.
Земляки нам попались милые — мама с 25-летней дочкой из Подмосковья. Они брали экскурсионный тур и уже проехали всю Италию с юга на север, а теперь на несколько дней остановились на отдых в Римини. Перед отъездом мы интересовались таким туром — разве плохо проехать по всей стране! Но нас быстренько укоротили: там одна путевка стоила дороже, чем две наших.

Женщины нам подробно объяснили, как доехать до центра города, как — до знаменитого парка «Италия в миниатюре», где подешевле купить билеты на автобус, где ближайший мини-маркет, а где — большой универмаг…
На ужин тут дают два блюда: вкусные тушеные овощи (помидоры, баклажаны, кабачки, перец) и, конечно, традиционную пасту — целую тарелку макарон, каждый день разных по размеру и форме, с соусом то ли с мелкими кусочками соевой колбаски, то ли не менее соевого мясца. Не Бог весть какая вкуснотища, но с голоду точно не помрешь, что радует.
Соблюдая режим строгой экономии, после ужина мы отправились в мини-маркет. Оказалось, ничего страшного. Если не покупать колбасу, которая стоит от 30 до 40 евро за килограмм, жить можно. Купили на пробу два вида сыра: один — тот самый твердый, которым повар посыпал пиццу, другой, наоборот, совсем мягкий. Остальное, в переводе на русские деньги, было по 100 рублей: яблоки, апельсины, прочие фрукты, печенье и даже буханка хлеба. Набрали целую сумку на 10 евро.

Часовая башня

Часовая башня

Утром встретились с отельным гидом. За неделю нам надо попасть в три города. Думали, будут проблемы с графиком. Но здесь все продумано: три нужных экскурсии как раз укладывались в сроки. Еще нас приглашали в Сан-Марино. Но мы решили посмотреть Римини.
Как-то я поначалу не придала большого значения этому городку — воспринимала его просто как стартовую площадку для дальних поездок. А зря! Даже если бы мы никуда отсюда не выезжали, мы бы прекрасно провели время. Это очень интересный городок с давней историей.

 

 

 

Живет здесь около 140 тысяч человек.
Точка отсчета в Римини — вокзал. Около него стоит единственное в округе высотное здание, дурацкий, выпадающий из ансамбля серый куб, зато прекрасный ориентир, его с любой точки видно. Еще одна-две остановки на автобусе, который привозит тебя с приморского бульвара, — и ты в центре.
Римини — типичный представитель небольших городков, каких много в Италии. Два шага от широкой автомобильной трассы, и ты — в лабиринте ухоженных узких улочек, где на окнах — цветы, на дверях — смешные картинки, а на углу обязательно какая-нибудь красивая башенка — то ли колокольня от бывшей церкви, то ли пожарная каланча. Здесь очень любят замысловатые кованные решетки, необычные почтовые ящики и старинные, солидные медные ручки на калитках и входных дверях.
Вот современный дом, построенный безо всяких излишеств, а рядом — здание XVI века, а то и XIII. Войны, пожары, землетрясения, эпидемии — течение истории изменяло облик городов этой страны, но здесь никогда не принято было «до основанья, а затем…». Почти двести лет назад Николай Васильевич Гоголь по свежим впечатлениям написал свой очерк «Рим». Как ярко он описывает эти исторические «вкрапления» в современный ему городской пейзаж!

Дверной молоточек

Дверной молоточек

Ажурная решетка

Ажурная решетка

Брат Тук и его друзья
По всему городу были расклеены яркие афиши на итальянском. Что-то типа «Фестиваль францискано». Прочли, пожали плечами: мол, в каждой стране свои развлечения…
И вот на площади Бриоли, славящейся своей часовой башней и дворцом Бриоли, в центре Римини видим множество людей, одетых в коричневые рясы из грубой шерсти, с капюшонами: мужчин и женщин, молодых и в почтенном возрасте. Тогда только до нас доходит: это фестиваль католического монашеского ордена францисканцев! В Италии в былые времена последователей Франциска Ассизского, который создал свой орден аж в 1207 году, в шутку называли «веревочниками», потому что рясу у них принято было подпоясывать веревкой. И сейчас — право слово! — они все подпоясаны веревками, правда, абсолютно белыми из каких-то искусственных нитей. А на ногах, как и положено нищенствующим монахам — сандалии на босу ногу.

На окнах - обязательно цветы

На окнах — обязательно цветы

Здесь живет кот

Здесь живет кот

Особенно нам понравился монах огромного роста, с солидным «пивным» брюшком, веселый и общительный. Как с картинки сошел. И было в нем что-то знакомое, где-то я его видела, причем неоднократно. Только потом догадалась: это же брат Тук — друг Робина Гуда! Вот, жив, оказывается…
А вообще, ощущение было такое: ребята, предупреждать надо! В этом водовороте, среди ларьков с книгами и сувенирами, представленных францисканцами, так и казалось, что сейчас с воинственным кличем, задевая публику стременами, промчится по площади какой-нибудь гордый тамплиер на могучем коне. Не ряженый «реконструктор», а вполне настоящий: на голове — шлем-трапеция с узкими вертикальными и горизонтальными прорезями, на латы накинут белый плащ с красным крестом…
Однако храмовников извели еще в 1307 году, а францисканцы — живы и здоровы уже больше восьми веков. Сейчас их около 30 тысяч. А наряду с ними в мире еще много католических орденов: процветают августинцы, бенедиктинцы, доминиканцы, иезуиты, кармелиты, картезианцы и даже тевтонцы. В монашеских орденах, как пишут специалисты, больше 945 тысяч членов! Причем, большая часть из них — женщины (753 тысячи).

Арка Августа

Арка Августа

"Август из Прима-Порто"

«Август из Прима-Порто»

Императоры — пасынки императоров
Город, который сейчас зовется Римини, был заложен еще до нашей эры. До сих пор здесь сохранилась память о трех великих римских императорах.
В самом начале 49 года до н. э., возвращаясь из успешного военного похода против галлов, будущий римский диктатор, а тогда еще проконсул Гай Юлий Цезарь, остановился вместе с войском перед границей между Цизальпийской Галлией и Римскими землями. Граница проходила по небольшой речке Рубикону, которая течет до сих пор в северной части Римини. Полководцу донесли, что в столице против него готовится заговор. Гай Юлий Цезарь встал перед выбором. Или, в соответствии с законом Сената, прибыть в Рим одному — но тогда его точно убьют. Или нарушить закон и перевести через границу свою армию.
Все знают, как разрешилась дилемма. Цезарь перешел Рубикон вместе с войсками и после гражданской войны захватил власть.

Гондолы

Гондолы

Мы переезжали знаменитую реку, следуя в Венецию. Но было еще темно, и был такой туман, что толком не удалось рассмотреть, где и куда был «брошен жребий». Только туристы поразились, что речка совсем маленькая — примерно как наша Свияга.
Есть легенда, что Гай Юлий Цезарь произнес речь на площади Римини, которая сейчас носит название Тре-Мартири (Трех Мучеников) — в честь юных партизан, которых повесили здесь во время Второй мировой войны.
Гордость Римини — Арка Августа. Имеется в виду Октавиан Август (68 г. до н. э. — 14 г. н.э.), преемник Гая Юлия Цезаря. Август, хоть и был из плебейского рода, приходился Цезарю внучатым племянником. В Древнем Риме был мудрый закон: если правитель сомневался, кому можно передать власть, он мог усыновить наследника. Так был усыновлен в 44 году до нашей эры и Август Октавиан. Он считается первым истинным императором Рима.
А какой военной победе была посвящена триумфальная арка в Римини? Оказывается, не военной, а вполне мирной и созидательной победе, свершившейся во время правления Октавиана Августа. Она была возведена в связи с окончанием строительства дороги на Рим (больше 360 км). И стала хорошо укрепленными южными воротами в городских стенах. Когда-то, по римской традиции, наверху стояла четверка бронзовых коней, правил которой сам Август. Но со временем практичные потомки заменили квадригу на кирпичную кладку в виде «ласточкиных хвостов» — так оборонять ворота от врагов было легче.
Статуя первого императора установлена на городской площади. В Италии не раз встретишь копию этой скульптуры. В частности, раскрашенная, то есть в первоначальном виде, она стоит при входе в музеи Ватикана. История изваяния — необычная. Статую нашли в 1863 году на вилле жены Августа, Ливии. Известно эта скульптура как «Август из Прима-Порта».

Центральная улица

Центральная улица

Церковь Малатесты

Церковь Малатесты

Мы думаем, что культ личности — это явление, родившееся в России в середине XX века. Что вы! Если не брать в расчет приравненных к богам фараонов, первый культ личности как раз связан с Октавианом Августом. Он еще при жизни был признан равным богу и за 16 лет до смерти назван «отцом нации»!
После смерти Августа к власти пришел его наследник, также усыновленный императором, Тиберий (полное имя — Тиберий Юлий Цезарь Август, 42 г. до н. э. — 37 г. н. э.). При нем в Римини через реку Мареккья был построен мост. С 21 года, когда он был сдан в эксплуатацию, его не смогли порушить ни землетрясения, ни войны. Мост Тиберия итальянцы называют Мостом дьявола (мол, тут без нечистой силы не обошлось).
Кроме постройки моста, еще два события остались в памяти народной о годах правления Тиберия. Во-первых, факт, что Тиберий на несколько лет ушел в добровольное изгнание после того, как Цезарь велел ему развестись с любимой женой и женил на собственной дочери, развратнице и предательнице. Однако он потом вернулся в Рим и стал императором. А второе горестное событие: именно во время царствования Тиберия был осужден и распят Иисус Христос…

Italy01_00015

Дворец на площади Кавур

Римский папа Павел V

Римский папа Павел V

В Римини много достопримечательного, от храма Малатесты, где есть работа Джотто, до Дома-музея Федерико Феллини. Но если будете в Римини, обязательно посидите на центральной площади Кавур, окруженной дворцами и театром. Прямо на углу этой площади продают самое вкусное в Италии мороженое. Посмотрите, как лихо, гремя по старой брусчатке, носятся на скейтбордах местные пацаны. Пусть благословит вас папа Павел V, замечательная статуя которого установлена здесь. Попейте чистой воды из беломраморного фонтана, которым любовался еще сам Леонардо да Винчи. Почему на вершине этого фонтана установлена еловая шишка, как и на площади Шишки в Ватикане? А она, оказывается, являлась символом независимости Римской Империи.

Миниатюрная Италия
Парк «Италия в миниатюре» находится за городом, как и огромный парк развлечений. От вокзала на автобусе надо ехать примерно полчаса. Уезжайте утром и на весь день — там есть чем заняться.

Фонтан "Шишка"

Фонтан «Шишка»

Львица на площади Кавур

Львица на площади Кавур

Сначала хочется просто побродить по «Итальянскому сапогу», разглядывая маленькие храмы, дворцы, башни и порты. Потом нужно сесть в вагончик монорельса и объехать весь парк по кругу, обозревая его сверху.
А немного в стороне выстроена еще одна Венеция (не та, совсем маленькая, в масштабе 1:25, что расположилась на «материке»), а большая, примерно 1:3. Мы гуляем на площади Святого Марка: все украшения собора и Дворца Дожей видны в подробностях. А потом мы садимся в лодку и плывем по Большому каналу. Канал шириной метров шесть, по всей его длине в середине проложен желоб — по нему, под действием сильного напора воды, и плывет наша лодка. Из окон домов звучит музыка, доносится смех и разговоры. На мосту играет маленький скрипач. Гондольер везет в своей черной лодочке влюбленную пару… Такой вот кукольный город!
В Венеции мы развеселились и решили резвиться по полной программе. Сын пошел к крепости, где установлены водяные пушки. Тут же сбежались две команды таких же «мальчиков», от 15 до 50 лет, и устроили нешуточную пальбу. Свитер потом пришлось выжимать.
А мне понравились «прыгающие фонтаны». Ты стоишь себе на месте, а над тобой, аркой, пролетают водяные «выстрелы» — капли сверкают на солнце.

Парк "Италия в миниатюре"

Парк «Италия в миниатюре»

Монорельс в парке

Монорельс в парке

Потом пошли знакомиться с попугаями — тут их целая ферма. Заходишь прямо внутрь вольеры. Там штук десять попугаев ара — ярко-красных и сине-желтых, с длинными хвостами. Одни клюют корм в своих домиках, другие порхают по веткам деревьев. Решила я сфотографироваться рядом с красным красавцем. Он не сопротивлялся, но глаз у него был какой-то недобрый. Мы сделали кадр и отошли: говорят, такая пташка, которая достигает в длину 90 сантиметров, палец запросто перекусывает. Лучше не навязывать свое общество!
Пока пили кофе, раздался душераздирающий вопль. Оказывается, на площадке аттракционов запускали в небо двух девушек. Они сидели в сфере, привязанной резиновыми жгутами к стойкам. Сфера рванула вверх метров на пятьдесят, а потом, натянув крепления, на скорости пошла обратно. Вот визгу-то было!
Постояли-полюбовались, как по большой водяной горке плывут лодочки: прямо сплав на байдарках по реке Чусовой! Все с ног до головы мокрые, но довольные, как победители какого-нибудь «Форта Боярда»!
А потом, уже на остановке, с удовольствием морочили голову юной блондинке. Ей, видишь ли, не понравилось мое произношение, когда я спросила, отсюда ли отправляется в обратный путь автобус (откуда ж я знала, что это русские). «Лучше такое, чем никакого,» — заметила я и решила продолжить беседу. Рассказала, что на Красном море ежи во-о-от с такими иглами (и, как рыбак, развела ладони примерно на полметра).
— Ой, никогда не поеду в Египет! — прошептала блондинка. — Я так боюсь!
Сын решил не отставать:
— А вот когда я был на Дальнем Востоке…
— Да это что! А вот… — поддавала я.
Девушку довели до сердечного приступа незатейливой мыслью: «Они ка-а-ак прыгнут!..»
Молодой человек, который был с ней, тактично отвернулся и зажал рот рукой, чтобы не ржать на весь парк.
Мы с сыном были удовлетворены. Может, она и училась в Англии, но, экскьюз ми, плииз, блондинка-блондинкой! Пусть теперь туристские тропы выбирает с большой осторожностью…

Макет миланского собора

Макет миланского собора

В небольшой Венеции

В небольшой Венеции

«Город прекрасный, Веденец славный!»
Не буду врать, были в моей жизни абсолютно счастливые моменты. Но последний из такого ряда — это совершенно точно! — момент, когда мы сошли на пристань Венеции. Счастье! И больше нечего добавить.
Мостики над каналами. «Мост вздохов» — вот он, совсем близко. Площадь, частично залитая водой, в которой отражаются изумительные здания. Колокольня Святого Марка. Оттуда, со стометровой высоты, каждый год в феврале, в день открытия Венецианского карнавала, спускается Ангел — девушка в белых одеждах. Башенка с часами (которые в одном из фильмов напрочь разносит Джеймс Бонд, когда дерется и каким-то ниндзей). Розовая узорчатая стена Дворца Дожей, под ней — портик с резными капителями.

Большой канал в парке

Большой канал в парке

Попугаи ара

Попугаи ара

Глаз не успевает уловить всех деталей внешней отделки собора Св. Марка, но это что-то настолько прекрасное, что нужно усесться прямо на асфальт и просидеть недвижно целый день — разглядывать, впитывать эту красоту. Вон, наверху, та самая квадрига, которую венецианцы украли с ворот ипподрома в Стамбуле. Кони на соборе! Где это видано?! А они вписались в западный фасад, словно он для них и был создан.
А вот и знаменитая мозаика над входом: в 828 году венецианские купцы вывозят из Александрии мощи святого Марка (опять же, украли, но с благородными целями: в это время в Александрии, взятой мусульманами, были разрушены христианские храмы, мощи святого могли быть уничтожены). Таможенники-мусульмане в негодовании отворачиваются от корзины с тушами свиней: мол, уберите этих нечистых животных! А на дне корзины спрятано тело святого.
Искусствоведы подчеркивают, что крестово-купольных храмов, таких, как эта церковь, в мире много, а собор святого Марка — один.

Туман по дороге в Венецию

Туман по дороге в Венецию

Любимый спорт итальянцев - гребля

Любимый спорт итальянцев — гребля

Под небом золотым
Экскурсовод, настоящая венецианка по имени Виктория, ведет нас в собор. С уважением преклоняют перед ней головы суровые охранники и пропускают нашу группу вне очереди — видимо, Виктория работает здесь очень давно.
…Еще один шок для меня — внутреннее убранство собора. Всё вылетает из головы. Я вижу только огромное пространство с золотым «небом». Несколько тысяч квадратных метров потолков, включая пять куполов на крыше собора и несколько небольших куполов в галерее при входе (в нартексе) — покрыто листами сусального золота. А уже на него положены стеклянные плитки мозаики, сделанные местными мастерами. Золото просвечивает через стекло, оно объединяет огромную композицию. Картоны для мозаик писали лучшие итальянские художники. На потолках поместился в картинах чуть ли не весь Ветхий Завет, начиная с Сотворения Мира. Почему-то мое внимание привлекают верблюды, изображенные на одном из куполов. Как интересно они нарисованы! У них длинные, гибкие шеи, как у лебедей. Где там, в Библии, были верблюды? А ведь были, были там и верблюды. Этот купол — один из так называемых куполов Иосифа. Как ни странно, мы все хорошо знаем историю исхода евреев из Египта, но не очень хорошо — историю, как они попали туда. Этот как раз связано с Иосифом Прекрасным.
Отец любил Иосифа больше, чем других сыновей. И, как говорит Святое писание, сшил ему красную одежду. Братья позавидовали Иосифу и во время полевых работ посадили его в яму. Хотели убить. Но один из братьев, Иуда, удержал других от такого поступка. «И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет… Мадианитяне же продали его в Египте Потифару,царедворцу фараонову, начальнику телохранителей…»

Рыбацкие станы на Венецианской лагуне

Рыбацкие станы на Венецианской лагуне

Венецианское стекло

Венецианское стекло

На этой мозаике как раз измаильтяне увозят Иосифа в Египет. Там он прославился умением истолковывать сны. Когда обжился, пригласил в Египет отца и братьев. И от этих братьев пошли «12 колен израилевых»…
Кроме мощей христианских святых, в соборе хранятся еще многие святыни. Сюда съезжаются паломники, чтобы помолиться чудодейственной иконе «Мадонна Никопея».
Алтарь в этом храме такой, какого нет нигде. Так называемый «Золотой Алтарь» (тоже, кстати, прихваченный в свое время в Константинополе) не выставлен на всеобщее обозрение. Он… повернут на восток, обратной стороной к зрителю. Очень небольшое количество людей видели его воочию.
Алтарная часть отделена от главного нефа готическим иконостасом. А алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).
Туристы движутся по настеленным дорожкам, чтобы не попортить ценнейшие мозаики на полах. Мы рассматриваем сложный геометрический узор, а около алтаря на полу «гуляют» мозаичные павлины.
…Время! Пора покидать храм. Я покорно следую за Викторией. Но никак не могу выйти из ступора, в который меня ввергло великолепие собора.

В мастерской стеклодува

В мастерской стеклодува

О базилике Святого Марка написаны тома. Каждый фасад, каждая статуя, каждый завиток декора описаны и «расшифрованы». И, тем не менее, можно всю жизнь читать описания и смотреть фотографии, но пока ты сам не увидишь это чудо — ты не почувствуешь полет художественного гения.
И как достойная точка в увиденном — скульптурная композиция «Тетрархи», остроумно помещенная на угол собора. Созданы статуи были в начале IV века из темно-красного порфира, находились, естественно, в Константинополе до четвертого крестового похода. Есть несколько ответов на вопрос, кто изображен в этой композиции, но основное мнение, что это — императоры-соправители периода тетрархии: Диоклетиан, Максимилиан, Галерий и Констанций Хлор. Правили они с 293 до 313 года. Может быть, композиция и незамысловатая, но она символизирует единение правителей и даже, на мой взгляд, просто крепкую мужскую дружбу.
А справа от тетрархов, за стеной, находится хранилище сокровищ собора Святого Марка.

Памятник на набережной. Фрагмент

Памятник на набережной. Фрагмент

Мост вздохов

Мост вздохов

С чужой экскурсией
В каждой поездке тебя ждет какой-нибудь сюрприз. На этот раз подвох заключался в не очень высокой цене за путевку в Венецию. Уже в автобусе стало понятно, что оплатили мы далеко не все. Если мы хотим покататься на гондолах, надо внести по 30 евро за человека, обед — 30 евро, экскурсия во Дворец дожей — также 30, столько же — за поездку на катере по Большому каналу. Итого: по 120 с каждого!
Мы так не договаривались! С обедом все ясно. Это — без нас. Мы взяли надежный походный набор: воду, хлеб, сыр и яблоки. Дворец дожей. Попробуем купить билеты сами. А вот покататься надо бы. Сын предложил разориться на катер по каналу.

Колокольня св. Марка

Колокольня св. Марка

Резные колонны Дворца дожей

Резные колонны Дворца дожей

Пока наши обедали, мы пошли во дворец. Билет стоил 19 евро. Первые пара залов нас несколько разочаровали: в каждом надо было разбирать таблички на английском, а потом смотреть картины на стенах. Этак мы до вечера не управимся!

Собор Санта-Мария делла Салюте

Собор Санта-Мария делла Салюте

Большой канал

Большой канал

Но тут где-то впереди услышали русскую речь. Примкнули к чужой группе и спокойно обошли весь музей. Поднимались по Золотой лестнице, рассматривали огромные глобусы, были в залах заседаний. Но, конечно, самое большое впечатление произвела анфилада залов, увешанных картинами. В Венеции роскошь лишней не считалась. Каждая картина в музее оправлена в резную раму из липы, сантиметров двадцать шириной, и, конечно, щедро позолоченную. При этом — все не как у нас — картины развешаны не по одной на стене, и даже не по три-четыре. Они висят в несколько рядов, чуть ли не от пола до потолка, вплотную друг к другу. Полотна, конечно, замечательные, но из-за такой массированной атаки на зрителя я теперь могу вспомнить буквально несколько работ.

Улицы-каналы

Улицы-каналы

Дворец дожей

Дворец дожей

Тетрархи

Тетрархи

А потом мы дружно пошли… в тюрьму — переходим Мост вздохов, стоим под сводчатым потолком камер (которые, не в пример российским, весьма просторны). Возвращаемся тем же путем. И, к радости мужской части группы, направляемся в оружейные залы. Сначала — небольшие арбалеты, потом — побольше, потом — только для профессионалов. И, наконец, что-то такое огромное: арбалет-базука!..
А пока наша родная группа совершает тот же маршрут по музею, мы прекрасно проводим время на берегу. Хрустим сладкими яблоками, наблюдаем, как работают художники, глазеем на карнавальные маски всех фасонов и элегантные витрины магазинов.

Символ св. Марка - крылатый лев

Символ св. Марка — крылатый лев

Утром вода заливает площадь

Утром вода заливает площадь

Западный фасад собора

Западный фасад собора

Прощальный круиз
Катер, в котором разместились человек десять, лихо отходит от причала и круто разворачивается прямо напротив церкви Санта-Мария делла Салюте, которая стоит на другом берегу Большого канала. Два года, в 1630-м и 1631-м, в Венеции бушевала чума. Она унесла жизни ста тысяч жителей. в 31-м году началась постройка церкви, посвященной избавлению от болезни. Строительство было очень трудным: здание стоит на тысячах деревянных балок, вбитых в грунт. Храм был освящен только через 50 лет. Но в нем до сих пор молятся о выздоровлении.
Четыре километра — длина Большого канала. Весь город перед нами. Вот люди на остановке ждут общественный транспорт — обычный катер. На быстрых плавсредствах мчатся полиция и скорая помощь. На перекрестках каналов установлены выпуклые зеркала, как на наших автодорогах. Вот разгружается небольшая баржа: на берег перекидывают хлеб, молоко, упаковки соков. Это в продовольственный магазин завезли продукты.

Купцы вывозят мощи св. Марка

Купцы вывозят мощи св. Марка

Знаменитые часы на площади

Знаменитые часы на площади

Интерьер собора. Алтарная преграда

Интерьер собора. Алтарная преграда

До встречи в Риме и Флоренции!
Мчимся мимо казино, выставочных залов, церквей и дворцов. Интересно, сохранила ли история этого замечательного города имя Луизы Казатти, итальянской графини, которая в начале XX века купила на Большом канале недостроенный особняк, завершила его строительство и ремонт и сделала его местом проведения невиданных карнавалов? Это она выходила погулять по Венеции, ведя перед собой на поводках трех грациозных гепардов. Это ее рисовали все приезжающие сюда художники, среди которых было много русских. В конце концов графиня Казатти собрала целую коллекцию собственных портретов…
С мостов, под которые ныряет наш катер, нам машут прохожие, и мы машем в ответ. Неторопливо скользят мимо прекрасные гондолы. И все люди улыбаются.

Купол Иосифа

Купол Иосифа

Мозаичные полы

Мозаичные полы

Венецианское кружево

Венецианское кружево

…Когда мы уходим с площади святого Марка, на ней играет небольшой, но прекрасно звучащий оркестр. Льется одна из самых любимых моих мелодий — «Опавшие листья» композитора Косма. Почему-то в этот момент мне становится очень смешно: ну, ладно бы «О соле мио» или «Вернись в Сорренто», но почему французская песня? Видимо, от любимой мелодии не убежишь.
Мы не уходим с верхней палубы кораблика, задумчиво глядя на остров слева, на воды Венецианской лагуны справа. Какие-то мысли и образы крутятся в голове, и периодически наплывает воспоминание об этом странном столбняке, парализовавшем меня под золотым небом. Да, тысячу раз права была искусствовед Паола Волкова: «Когда речь идет о такой материи, как искусство, мы должны трепетать!»

Ольга РОНЖИНА. Фото_к_рубрике
Фото из семейного архива.

 

 

00
Справедливый телефон
Не пожалели людей в 32 градусный мороз! «Справедливый телефон» №307 от 26.02.2021
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное