Просмотры1134Комментарии1

Олег Зверев: «Эмоционально парализовать зрителя музыкой. Вот к этому я стремлюсь».

Ульяновская областная филармония завершила 71-й концертный сезон. Почти 700 мероприятий, на которых присутствовало около 150 тысяч зрителей. На сценах Дома музыки побывали гости из разных уголков страны и мира. Многого этого могло и не быть без главного дирижера и художественного руководителя Ульяновского академического симфонического оркестра «Губернаторский» Олега Зверева. Об итогах прошедшего сезона, будущих планах и предстоящих новых встречах легенда ульяновской музыки рассказал в эксклюзивном интервью «Молодежной газете».

– Олег Евгеньевич, Вы довольны прошедшим сезоном?

– Когда дирижер полностью доволен сезоном – это плохо. Но какая-то удовлетворенность, несомненно, есть. Очень много новой публики на наших концертах появилось. Три года назад, когда я только стал главным дирижером, ее было значительно меньше. А любовь слушателей, востребованность – одни из главных показателей нашей работы.

– Что для Вас стало самым запоминающимся в концертном сезоне-2014-2015 и что ждете от следующего?

– Программа прошедшего сезона получилась насыщенной и разнообразной. Запомнилось исполнение «Фантастической симфонии» Берлиоза. Открытие фестиваля «Мир. Эпоха. Имена…» запомнилось оперой «Кармен», когда аплодисменты после концерта длились около 25 минут. Такой успех связан, прежде всего, с желанием каждого музыканта в оркестре играть хорошо. Сезон мы закрыли концертом солистов нашего оркестра, и это был настоящий триумф. Положено начало замечательной традиции – параду солистов. Это хороший стимул для музыкантов. И для публики. Я очень горжусь, что Ульяновский симфонический оркестр в этом году пополнился первоклассными музыкантами.

В следующем сезоне планируем исполнить «Реквием» Верди. Это сложное, но очень сильное произведение, но нам хочется ставить высокие планки. Также ульяновский зритель услышит Первую симфонию Густава Малера, Шестую симфонию Петра Ильича Чайковского – произведения мирового уровня. Сейчас в нашей филармонии собралась удивительно крепкая команда профессионалов, способная сделать невозможное. Это дорого стоит!

– Для зрителя, даже очень хорошо подготовленного, встреча с выдающимися музыкантами – подарок. А для профессиональных музыкантов из оркестра – это испытание или наслаждение?

– Для оркестра высокого класса, а я считаю Ульяновский симфонический оркестр таковым, такие встречи, конечно, удовольствие. Денис Мацуев, например, впервые познакомившись с нашим оркестром, сказал, что он лучший на Волге вместе с Казанским оркестром. Всё играет роль – каждый инструмент, каждый музыкант.

– К 75-летию Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге на один день открылись знаменитые полторы комнаты поэта. На открытие приезжала его дочь. В одном из интервью она сказала, что конкуренция в творческой среде убивает само творчество. Так ей кажется. А вам?

– Конкуренция необходима. Только для того, чтобы все время понимать одну простую вещь – всегда есть планка, к которой нужно стремиться. Я, например, высоко ценю Большой Симфонический Оркестр имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Год назад слышал его в Германии. Для меня это было нечто фантастическое, лучшее, чем Берлинский филармонический оркестр, хотя работа этого коллектива мне тоже очень импонирует. Но в русском оркестре всегда есть душа, какая-то необъяснимая глубина звучания. Хотелось бы добиться от Ульяновского симфонического оркестра таких же высот – у нашего коллектива все для этого есть.фото2

Правда, сложно сегодня выделять какой-то оркестр, ведь мы воспитаны на великих. Без ложной скромности. Мравинский, например, один из любимейших моих дирижеров. Я посещал все его концерты, был лично с ним знаком. Слышал, как играет оркестр под его руководством. Это невозможно забыть. И невозможно повторить. На Пятой симфонии Чайковского, например, после вступления кларнетов, люди в зале плакали. Как это объяснить? Эмоционально парализовать зрителя музыкой. Вот к этому я стремлюсь. Евгений Александрович был и остаётся учителем для молодых дирижеров, он преподавал у нас на кафедре в Ленинградской консерватории. Помню, как однажды он спросил меня: «Сколько языков знаешь?». Я, студент удивился, что мастер вообще со мной заговорил, хотя к тому времени я уже был главным дирижером в Барнауле. На вопрос тогда ответил: «Один». Он усмехнулся: «Ну, какой ты тогда дирижер, надо менять профессию!». После этого дирижер Зверев стал учить языки.

– Как вы думаете, музыке можно научить? Ведь великие художники не говорят своим подмастерьям: «Делай так!». Ученики учатся присутствием мастера?

– Конечно. Я учился в 1981-1983 годах. Особое время, вершина развития ленинградской дирижерской школы. Золотой век. Попасть на факультет оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории было практически невозможно. Со всего Советского Союза брали только три человека в год. Поэтому студенты – гениально одаренные – владели фортепиано, знали теорию музыки. Но, выходя из консерватории и начиная осваивать профессию дирижера, некоторые сразу ломались. Оркестр их ломал. Не все по природе своей лидеры. Не у всех, даже очень образованных и талантливых, оркестр звучит. Кто-то дирижирует угловато, некрасиво, а звук потрясающий. А бывает наоборот – дирижер старается, а все зря. Именно этот феномен объяснить невозможно. Наша кафедра – Евгений Александрович Мравинский, Юрий Хатуевич Темирканов, Эдуард Петрович Грикуров, Константин Арсеньевич Семенов, Марис и Арвид Янсонсы, Александр Сергеевич Дмитриев – все действующие главные дирижеры. И вершина – заведующий кафедрой, гениальный педагог – Илья Александрович Мусин. Калейдоскоп величин. Консерватория тогда «штамповала» главных дирижеров – Гергиева, Темирканова. Что ни выпускник – эксклюзив. Мравинский, кстати, тоже закончил Ленинградскую консерваторию.

– За свою творческую жизнь вы повстречали огромное количество профессионалов своего дела, мастеров. Без встречи с кем Олег Зверев не был бы сегодня самим собой?

– Их очень много. Помню, как познакомился с Денисом Мацуевым, еще 15-летним подростком. Я работал в Иркутске. Мы встретились на концерте, исполняли Моцарта. Но уже тогда было ясно, что Денис – выдающийся музыкант. Рад, что с ним переиграно много не только в России, но и за рубежом. Горжусь, что способствовал его приезду в Ульяновск летом 2012 года на концерт к 200-летнему юбилею Гончарова. Я ему позвонил, пригласил, а он говорит: «Олег Евгеньевич, я не могу в этот день». Накануне у него был концерт в Париже, а в день, когда его ждали в Ульяновске, – запланирована репетиция к записи в Санкт-Петербурге с Валерием Гергиевым. Но Мацуев перенес репетицию и сразу после Парижа на частном самолете прилетел в Ульяновск. В тот вечер мы играли Второй концерт Сергея Рахманинова…

Два года назад встретился с нашим выдающимся пианистом и дирижером Владимиром Давидовичем Ашкенази. Я дирижировал Национальным оркестром Польши «Ювентус», он – оркестром Европейского союза. Мы познакомились. Колоссальный человек. Помню, как в Берлине мы долго беседовали после концерта с нашим педагогом Марисом Янсонсом, говорили о нашей кафедре. Скучали по тем временам, когда, что называется, «звезды сошлись».фото дирижер

– Возвращаясь к вопросу конкуренции: неужели вы никогда с Валерием Гергиевым, вашим однокурсником, не соревновались, кто кого уже сыграл? Например, он – Малера, вы – Шостаковича?

– Мы с Валерием Абисаловичем из одной альма-матер, поэтому, встречаясь, вообще не говорим о таких вещах – кто что сыграл. Соперничества нет. Мы говорим о жизни оркестров, о каких-то философских вещах. Кстати, в мае, когда он был здесь, мы вместе провели весь день. Вспоминали. У нас мощная внутренняя связь. Я спросил его: «Где берешь таких кларнетистов?»

Дирижер все время в поиске профессионалов, ведь состав музыкантов нужно постоянно усиливать. Это беспрерывный процесс. Иначе блестящий оркестр не соберешь.

 

Андрей КОРЧАГИН

Фото предоставлено Ульяновской областной филармонией

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное