Просмотры680Комментарии0

Свадьба – от слова «сватать»

В культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. Ведь свадьба – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей. Сейчас самый разгар свадебного сезона. Любопытно, а какие особенности проведения этого торжества существовали в Симбирском крае?

Местные особенности

– Русская свадьба Среднего Поволжья отличается от свадебной обрядности других территорий, – рассказывает Михаил Григорьевич Матлин, кандидат филологических наук, доцент УлГПУ им. И.Н. Ульянова. – Причем различия обрядов заметны не только между районами, но даже в сёлах одного района.

Невест во времена существования Симбирской губернии выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. После того как родственники жениха определились с кандидатурой будущей супруги, они выбирали посредника – сваху или свата. Обычно это были односельчане, особо острые на язык. Они, как ясно из самого звучания слова, и помогали сватать.

Михаил Матлин

Михаил Матлин

Сватовство в Симбирском крае проходило так же, как и в других губерниях. Однако в разных сёлах были и свои местные особенности. Например, в сёлах Валгуссы и Аксаур (ныне Инзенского района) во время сватовства было принято катать по пяткам сватьёв каток – мячик, сшитый из тряпок. Это делали для того, чтобы отбить нечистую силу, которая, как считалось, ходит за свахой по пятам.

А в Карсунском районе существовала традиция «навяливать невест», то есть навязывать. Это делали в том случае, если нужно было срочно выдать замуж забеременевшую девушку. Интересной была традиция в селе Большая Кандарать того же района: ходить по селу с боталой – то есть объявлять всем, что девушка просватана.

– Следующим этапом свадьбы в большинстве симбирских сёл была кладка, – продолжает рассказ исследователь. – Жених платил семье невесты за свою будущую супругу, причем не всегда деньгами.

Это был своего рода выкуп.

Потом шёл запой. Нет-нет, это не тот самый запой, что случается в наше время у некоторых гостей уже после свадьбы и не только после неё. В XIX веке предсвадебный запой означал очень важный этап подготовки к предстоящему торжеству, когда решались важные организационные и финансовые вопросы проведения свадебного пира. Сегодня тоже есть нечто подобное: родные жениха и невесты так же собираются вместе, обсуждают, где и как будет праздноваться свадьба, сколько на это нужно денег и прочие насущные вопросы. Правда, делается это, как правило, уже без песен и весёлых игр, соответствовавших когда-то запою.

Последние приготовления

Когда все вопросы проведения будущего торжества были улажены, начиналась подготовка к свадьбе. Обычно к этому времени невеста заканчивала приготовление приданого. А жених со своей роднёй наведывался к молодой в гости. Потом родственники невесты совершали ответный визит.

Optimized-центр

Родительское благословение

Гости приходили специально для того, чтобы снять с будущего супруга мерки для изготовления свадебного наряда.

В XIX веке в селе Усолье Сызранского уезда, например, это посещение проходило на другой день после запоя. А в селе Зеленец Сенгилеевского уезда сначала жених приезжал к невесте «мерить шубу», а потом уже к нему приходили девушки «мерить рубашку». Сегодня этот обряд сохранился частично, в том числе в городе. Перед свадьбой девушки покупают своему суженому рубашку, а жених нередко дарит своей любимой платье.

Ещё один важный обряд перед свадьбой – это баня для невесты. В большинстве сёл Симбирской губернии он проводился одинаково. Но и тут были свои особенности. В селе Сара Сурского района воду для бани приносили из трёх колодцев. А в селе Кадышево Карсунского района на крышу бани невесты ставили чучело из снопа. В Инзенском районе, в селе Коржевка во время этого обряда девушки-подружки начинали парить невесту комлем – обратным концом веника.

– После бани следовал девичник – самый зрелищный, насыщенный свадебными величальными и лирическими песнями обряд, – рассказывает Михаил Матлин. – Он включал в себя три основных элемента: столование, взаимное одаривание и исполнение девушками величальных и свадебных лирических песен, а невестой – причитаний.

А в селе Налитово Инзенского района девичник имел ещё и такую особенность: девушки, приходя в гости, приносили с собой кашу и кормили невесту.

Три дня веселья

После всех этих многочисленных обрядов следовало венчание в церкви, где жених и невеста обменивались кольцами.

Да не горько, а сладко!

Да не горько, а сладко!

Затем родители жениха встречали молодых у ворот дома. Свёкор – с иконой, а свекровь – с хлебом-солью. Жених и невеста кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался пир. Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили к брачному ложу.

После ухода новобрачных весёлые гости продолжали отмечать торжество. Празднование продолжалось и на другой день. Одна из самых популярных забав второго дня – это поиски «ярки» – якобы пропавшей невесты. Это была своего рода игра, разыгранный спектакль. Родственники невесты приходили в дом, где ночевали молодые, и разыгрывали сценку, будто пропала «ярка». После чего новоиспечённую супругу с криками, шутками и смехом начинали искать по всему дому. Как только ярку находили, начиналось новое застолье. Всего же свадьба по традиции длилась три дня.

Подготовила Вера МЕРКУЛОВА

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное