Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

В мастерской скульптора

Мастерская скульптора Евгения Усерднова, члена Союза художников РФ, разместилась в мансарде обычной пятиэтажки в Железнодорожном районе Ульяновска. Поднимаешься по лестнице серенького облупленного подъезда, перед тобой открывается дверь и… вся эта неприглядная картинка остаётся за спиной. Глаза слепит солнечный свет, бьющий в высоченные окна мансарды, и сразу ощущаешь запах дерева и гипсовой пыли.

Скульптурные композиции из дерева и гипсовые бюсты занимают почти всё пространство в небольшом, но светлом помещении мастерской.

– Часть работ сейчас на выставке «Натюрморт» в зале «На Покровской», – объясняет с ходу Евгений Усерднов.

Нам повезло увидеть работы мастера, которые не попали на выставку на всеобщее обозрение. Но кто сказал, что они слабее, может, наоборот – дороже автору.

– Работаю, в основном, с красным деревом, привезённым с Берега Слоновой Кости (Африка, – прим. авт.), – продолжает скульптор. – Редкое и дорогое дерево, но у меня есть возможность использовать некондиционный материал.
Впрочем, на качестве произведений художника это не сказалось, ведь, как говорит сам мастер, главное не содержание, а форма. Сам Евгений Георгиевич работает в традиционном жанре скульптуры, предпочитая малые формы: натюрморты из дерева, статуэтки, маски, рельефы. Удивительно, но натюрморты, выполненные из дерева, кажутся не менее красочными, нежели рисунки на холсте – напротив, они объёмнее, правдивее что ли…
– Мне интересны растительные формы, на мой взгляд, они наиболее совершенны – будь то цветок, плод или ветка дерева. К природной форме я отношу и женскую фигуру – это, пожалуй, самая совершенная форма в природе, эталон, – говорит мастер. – Суть такой скульптуры в том, что она цельная, это единый сплав, где не приклеено ни одной веточки. Формы я ищу повсюду, замысливаю их воплощение в набросках на бумаге, но, когда приступаю к работе, материал сам подсказывает, что в итоге получится. Вот, к примеру, у меня несколько композиций «Грецкий орех» – из дерева, из гипса. И каждый раз она получается разной, потому что я стараюсь выбирать разные формы – то ли это природное повторение головного мозга человека, а, может, это некий космический сгусток…
За 40 лет творчества Евгений Усерднов застал и то время, когда искусство просеивалось через мелкое сито цензуры. Это сегодня у посетителя выставки не вызовет возмущённого недоумения вид деревянной скульптуры обнажённой женщины…
– А в далёком 1977 году мою первую выставку за два дня до открытия проверила специальная комиссия из обкома партии, – вспоминает хозяин мастерской. – Вот эту скульптуру под названием «Баня» поначалу запретили к показу. Сказали: «Ну что это такое – как можно показывать обнажённое женское тело?». Кстати, кажется, комиссию возглавляла женщина…
В те времена для художников была одна дозволенная тема – герои труда и прославление передовиков, только работа в этом русле давала возможность мастеру попасть в Союз художников.
– Одну из своих работ я назвал «Юность» – это был портрет молодой девушки. Когда я показал её очередным идеологам, мне порекомендовали сменить название: «Лучше назовите скульптуру «Доярка» или «Передовик производства». Но мне вообще никогда не была близка тема труда, мне интересны лирические формы.
На полках в мастерской скульптора можно найти и весьма прозаичные работы, памятники в миниатюре. Оказывается, многие из них могли бы украшать Ульяновск, но по разным причинам так и остались проектами. Скульптура святых Петра и Февронии так и осталась в мансарде – на набережной реки Свияги, как все знают, установлена другая композиция, хотя работу Евгения Георгиевича многие его коллеги считают более удачной. Здесь же хранятся так и не возведённый в Засвияжье памятник нефтяникам в виде сферы, закреплённой на вышках, монумент строителям Заволжского района…
– Однажды ко мне в школу прямо на занятия по скульптуре приехал незнакомец, довольно состоятельный человек, отпросил меня с урока и попросил поехать к нему в особняк – собирался сделать заказ. Я, честно говоря, подумал, что он закажет какую-нибудь мелочь, а он заказал икону Александра Невского, сказав, что это его идеал.
Впрочем, делать на заказ Евгений Усерднов не привык, говорит, что предпочитает работать для души.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА

Из архива “Молодежной газеты”

Exit mobile version