Просмотры4774Комментарии1

Легенды мордовского села

В селе Кивать Кузоватовского района местные жители стараются возродить национальные традиции мордвы. Корреспонденты «Молодёжки» побывали там и узнали много интересного.

Село было основано в XVII веке переселенцами из деревни Мордовская Ардаева Кивать. Как сказано в «Церковно-приходской летописи Богородице-Казанской церкви села Кивать»: «…Прихожане – мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сёл Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Видимо, переселившись сюда, люди основали село с таким же названием. По одной версии, в переводе с эрзя «Кивать» означает «хозяин камней», по другой – «река с каменистым руслом».

Село раскинулось в живописном месте. Сразу на въезде нас радушно встретила деревянная скульптура девушки с хлебом и солью. По всему селу можно встретить множество фигур из дерева. И неудивительно, ведь Кузоватовский район славится своей школой резьбы по дереву и там проходил фестиваль резчиков, приуроченный к Всероссийскому фестивалю «Масторавань морот», во время которого и установили фигуры. Наибольшее количество работ из дерева можно увидеть в этнокультурном комплексе, который называется «Эрзянь эрямо тарка» (Мордовская усадьба), туда мы и отправились.

Следила за хозяйкой

На входе гостей этнокомплекса  встречают два персонажа: Вирь-ава и Лель. В мордовском фольклоре Вирь-ава – это богиня леса, она охраняет зверей от охотников, не даёт людям громко разговаривать в лесу. Лель – славянский бог любовной страсти.

— В древности люди молились тому, кто им был нужен. Было очень много божеств. Например, Варма-ава – мать ветров, Норовава (Паксява) – богиня поля, Тол-ава — «мать огня», Ведь-ава — «мать воды». Конечно, люди всё это придумали неслучайно. Например, считалось, что Ведь-ава, водная богиня, следила за тем, чтобы люди не сорили возле водоёмов. Куд-ава – домовитая хозяйка (домовой). Она следит, чтобы дома было прибрано. Если хозяйка неряшливая, то Куд-ава начинает шалить, стучать, бить чугуны, — рассказывает Ольга Ивановна Еремина, учитель начальных классов, родного эрзянского языка средней школы села Кивать имени доктора технических наук А.И. Фионова.

Девушка-богатырь

Мы прошли через мост, украшенный ленточками, и нашему взору открылась огромная поляна, посреди которой стояла берёза в ленточках.

Ежегодно здесь проходит фестиваль мордовского фольклора декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни Матери-Земли»). Всегда приезжает много людей. Конечно, в этом году провести не удалось из-за пандемии. Но когда фестиваль проходит, то всегда проводится обряд украшения берёзы. «Берёза» в переводе на эрзянский – «Келу». Жила когда-то девушка с таким именем. Легенда гласит, что давным-давно народ жил по берегам реки Суры, люди обосновались в краях, которые были богаты лесами, зверьём и рыбой. Они стали отстраивать дома. Хоть красавица Киля и была одна, без матери и отца, она всё равно смогла построить своё жильё, — передаёт легенду Ольга Ивановна.

Вскоре напали на эти земли войска татар, спалили дома, люди попали в плен. Дом Кили тоже сожгли, а саму её связали кожаными ремнями и отвезли к татарскому хану. Хан обрадовался такой красавице, решил жениться и велел ей обнять его. Согласно поверью, она так его обняла, что затрещали у него косточки… Держала его девушка до тех пор, пока хан не испустил дыхание. Тогда Киля взяла меч и начала рубить полусонных воинов. Много ли она убила – неизвестно. Но, проснувшись на заре, другие воины стали выпускать в неё стрелы, тогда девушка одной рукой вытаскивала из себя стрелы, а другой продолжала наносить удары мечом. Она погубила всех воинов, но дойти до дома не смогла — истекла кровью и умерла. На месте гибели храброй девушки выросла берёза. Ствол – белый, красивый, как и сама Киля, а в тех местах, где её ранили стрелы, на дереве выступили чёрные пятна. Ежегодно собравшиеся украшают берёзу лентами и вспоминают легенду про девушку-богатыря.

Вода исцеляет

Есть в селе и святой источник. Недалеко от этого места, в лесу, в 1918 году был зверски убит выстрелом в висок псаломщик местной церкви Петр Павлов. Вот как описывает эти события в своей летописи священник и строитель Киватского храма Ираклий Жемчужников: «Против большевиков на станции Безводовка стояла армия чехов. Когда рота большевиков-красноармейцев явилась в село Кивать, около двух часов ночи трое из них, назвавшихся чехами, пришли к псаломщику Петру Павлову и попросили указать им дорогу в село Томылово (в 4 верстах от станции Безводовка). По дороге попросили накормить их. Псаломщик Пётр для этой цели завёл их в ближайший омшаник (зимовка для пчёл). Здесь Петра, якобы за укрывательство в своем доме чехов, убили выстрелом в висок».

В 2000 году на роднике были выстроены часовня и купальня. Здесь местные жители набирают воду, считается, что она исцеляет.

Недалеко по руслу речки Томышовки есть ещё один родник, который отец Александр освятил и дал ему имя в честь Казанской иконы Божией Матери. В 2018 году родник облагородили, а потом установили поклонный крест. Вода в роднике бодрящая, на вкус сладковатая.

— Многие рассказывают легенду своих прабабушек, что в наших краях орудовала банда разбойников, которая грабила зажиточных людей. Всё награбленное добро они прятали в глубоком колодце в районе Чекалинского озера. Потом они решили достать награбленное добро из колодца, но не смогли добраться до дна, где лежал клад. Считается, что Ведь-ава – покровительница воды – не отдала награбленное разбойникам. Хоть люди и пытались отыскать золото разбойников, никто так и не нашёл, — вспоминает поверье наша собеседница.

Пройдя от источника немного дальше, оказываешься в мордовской деревне. Здесь и торговые ряды, где во время праздников раскладывают товары ручной работы. Мордовский домик демонстрирует быт народа, беседки, танцевальные площадки, одним из самых необычных и интересных объектов считается кереметь – это священное место, где совершали обряды, в том числе жертвоприношения в эпоху язычества.

Родной язык с детства

В местной школе активно занимаются восстановлением и изучением национальных традиций. Ещё в девяностые годы прошлого века руководство школы задалось целью возрождения культуры народа. В 2000 году была проведена первая областная мордовская конференция, а в начальной школе с первого класса стали вводить уроки эрзянского языка. До сих пор дети изучают этот язык, а с пятого класса можно продолжить изучение факультативно.

Школа с 2013 года является участницей областной программы РИП (региональной инновационной программы), стала областной экспериментальной площадкой «Региональный ресурсный Центр сохранения и развития историко-культурного наследия мордовского народа». Дети изучают  традиции и обычаи родного мордовского народа и через практические занятия приобщаются к историко-культурному наследию, — продолжает рассказ Ольга Ивановна.

Эрзянку сначала услышишь

Благодаря совместным усилиям обучающихся, родителей, жителей села удалось собрать экспонаты для комплексного краеведческого музея мордовской культуры и быта. Внутри можно увидеть посуду, макет печи, зыбку (люльку для малыша), прялку и многое другое, а также узнать интересные факты о быте, национальных костюмах, жизни и любимых блюдах эрзян.

— Национальными блюдами считаются окрошка и пирог — каймак. В его составе — картофель, яйца, сметана, мука, молоко, дрожжи и соль. Национальным напитком признан квас. Есть у нас и необычное для многих блюдо – «салведь» на эрзянском, его обычно делают на поминки. Если в семьях есть русские зятья или невестки, они сначала с опаской на это блюдо смотрят, а как попробуют… Потом их сложно оторвать от него. В салведь добавляют яблоки, отварную рыбу, яйца, вишню можно класть, землянику…(всё это заливается квасом). Кто во что горазд! Вкусно получается!

Необычным и ярким считается и народный женский костюм.

— Национальный костюм состоит из руця – это нижняя рубашка, платье, на него надевали икельцепатя (передник), а сзади повязывали пулай. Пулай – набедренная повязка. Взрослая женщина не могла появиться на людях без него, это считалось, будто она была без одежды. У него есть особое значение: считалось, что он оберегает женщину от дурного глаза, а также служил для утепления. Замужние женщины на голову надевали головной убор — панго, незамужние девушки – повязку. Национальный костюм очень красивый! Особенно грудь ярко украшена. Большое значение в наряде имели монетки. Считалось, что они отпугивают злых духов. И в народе всегда говорили, что эрзянку сначала услышишь, а потом увидишь. В костюме преобладали красный, чёрный, белый цвета, но также допускаются зелёный и жёлтый, — уточняет наша собеседница. — Каждый цвет имеет своё значение.

Любопытно, что праздничная одежда состояла из множества элементов, поэтому иногда процесс одевания мог занять несколько часов, также требовались две-три помощницы. Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, на праздники обували сапожки.

Вероника ВЕРШИНИНА.

*За содействие в подготовке материала благодарим Ольгу Ивановну Еремину, учителя начальных классов, родного (эрзянского) языка, Ольгу Васильевну Мелешкину (директора школы), Валентину Фёдоровну Лютину, учителя географии.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное