Почему расстреляли людей в селе Антоновка?
Почему расстреляли людей в селе Антоновка (Татарстан) и куда пропала из местного храма икона Божией Матери? «Молодёжка» перелистала архивные страницы.
Если направляться в сторону города Болгара, который находится в юго-западной части Республики Татарстан, это в двух часах езды от Ульяновска, то можно обратить внимание на красивое село, которое сейчас называется Антоновка. Оно покоряет своей необычной историей и красотой.
В XIX веке село имело название Бездна. Его ещё называли Татарской Бездной. Скорее всего, оно было названо в честь одноименной реки, которая протекала в той местности.
Толкование
В Бездне жил один очень умный крестьянин Антон Петров. В отличие от других крепостных, он умел читать и истолковывать другим статьи. Напомним, что крепостное право было отменено в 1861 году. Так, в апреле того года Петрову попалось в руки «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Мужчина собрал вокруг себя народ, начал читать и объяснять всё другим.
Один из пунктов Антон растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а злые помещики скрывали этот факт, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение двух лет, надо взыскать с помещиков.
Слухи
Люди очень болтливы, поэтому эта новость быстро распространилась, и в Бездну стали приезжать крестьяне. Численность приехавших достигла 10 тысяч человек. Об этой несправедливости узнали 75 сёл и деревень.
Крестьяне не хотели работать на барщине, отказывались повиноваться местной власти. Это охватило населённые пункты Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Начался настоящий бунт на земле этого села.
Бунт
12 апреля в село Бездна вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора, графа Антона Степановича Апраксина (известен как один из первых в России военных журналистов и практиков воздухоплавания).
Около дома Петрова собралось 5000 человек. Апраксин требовал выдать ему крестьянина Антона, но люди протестовали. Они не хотели выдавать своих защитников. После чего были убиты 51 человек и ранены 77 (по другим сведениям — 87; по сообщению лечившего раненых врача, общее число жертв превышало 350 человек).
Когда бунт был подавлен, из дома вышел тот самый Петров, которого после арестовали. Его не посадили в тюрьму, не помиловали, а расстреляли 19 апреля 1861 года.
До этого
Если полагаться на сборники документов, то крестьяне страдали. Крепостные помещицы Раевской села Ямбухтино в Тетюшском уезде не имели даже хлеба на пропитание.
Жаловались крестьяне и на глумление, издевательство со стороны вышестоящих. Дворянин Павел Сергеевич Таушев однажды ночью взял с собой дворового человека и направился в дом одного из крестьян, чтобы избить мужика и его жену. Но, проникнув в дом, он никого не нашёл — только перепуганных детей, которые были разбужены топотом и грохотом. Бедных детей избили. Супружескую пару нашли только утром, когда они молотили хлеб. Мужчина был избит, а его жену пытались изнасиловать.
Как вы, наверное, догадались, село Бездна было переименовано в Антоновку в честь Антона Петрова, предводителя восстания. Могила революционера находится около трассы, к ней можно пройти лишь через поле и небольшой лесок.
В центре села находится памятник руководителю крестьянского волнения.
Усадьба
В ХVII веке Спасский район начали очень быстро заселять. Здесь были расположены усадьбы Толстых, Лихачевых, Блудовых…
До наших дней сохранилась усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных. Она является настоящим архитектурным памятником, который был возведен в начале девятнадцатого века.
Михаил Николаевич Мусин-Пушкин, представитель древнего дворянского рода, родился в Бездне в 1795 году. После выхода в отставку в 1821 году поселился в своем бездненском имении. В 1827 году он был назначен попечителем Казанского учебного округа. В его ведении оказались все учебные заведения Поволжья, Урала, Западной Сибири, в том числе Казанский университет.
Михаил Николаевич сыграл значительную роль в развитии российского востоковедения. Михаил Михайлович (сын Михаила Николаевича Мусина-Пушкина) продал поместье в Бездне после смерти отца крупным землевладельцам Родионовым.
На данный момент усадьба не пустует, в ней находится небольшой музей, который поможет желающим прикоснуться к истории и интересной личности Мусина-Пушкина.
Также там образована сельская школа.
Икона
Очень интересная история связана с Казанской иконой Божией Матери. Она находилась в храме, однако местный помещик Михаил Михайлович Мусин-Пушкин очень крупно проигрался в карты. И вместо денег он предложил соседнему помещику из села Никольское икону Казанской Божией Матери.
Помещик согласился, икону перевезли, но на следующее утро она снова оказалась в селе Антоновка.
По преданию, она появилась на берегу реки Бездна поздно ночью. Из ниоткуда возник сильный свет, который приметил пастушок. Он подумал, что кто-то разжёг костер. Утром образ снова отнесли в село Никольское.
Так было примерно три раза, пока крестным ходом икону не перенесли в село Никольское. Там она хранится до сих пор.
И ежегодно 2 июня в сёлах Антоновка и Никольское Спасского благочиния совершается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (Антоново-Никольской). Эта святыня, единственная в своём роде, чудесным образом явленная в XIX веке, объединяет весь Спасский край, собирая и объединяя почитателей Божией Матери.
Родник
Считается, что такое событие произошло неслучайно. Икона «переместилась» ради веры и православного духа, которого не хватило местному барину, угнетавшему своих крепостных и сельчан.
Как позже выяснилось, икона явилась у родника, который сейчас называется Холодным. Сегодня около него расположен часовенный столб.
Храм
В селе Антоновка можно посетить храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». С приделом во имя святителя Николая Чудотворца он был воздвигнут в 1779 году на средства помещицы княгини Веры Борисовны Болховской. В 1903 году церковь на деньги прихожан перестроили, а в 1905 году соорудили ещё один придел во имя святого Иоанна Предтечи. После революции 1917 года храм был закрыт.
Сейчас храм восстанавливается.
*Другие
Слухи привели к волнениям
В 1861 году произошло немало крестьянских восстаний. Так, на всю страну прогремело кандиевское восстание в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии России, а также в ещё нескольких поселениях Пензенской и соседней Тамбовской губернии.
Волнение началось среди крестьян села Черногай и деревни Студенки (600 крепостных) Чембарского уезда. Крестьяне приняли решение не ходить на барщину (принудительный труд), так как считали, что от них скрывают правду.
Крестьяне из села Высокого Кровяков, Егоров и Кошелев начали сами толковать царские документы, как это и сделал Антон Петров. Они прочитали, что царь отдал землю им, а работать на барина больше не следует. Слухи тоже быстро разошлись, и к ним начали присоединяться и другие крепостные.
В апреле 1861 года местный мужичок Леонтий Егорцев выдал себя за великого князя Константина Павловича (второй сын Павла I). Он призвал людей истребить всех помещиков и чиновников. Ну а кто крестьяне такие, чтобы не слушаться воли князя? Так был разобран весь скот, захвачены дворы…
Усмирить крестьян направились пять рот Тарутинского и Казанского полков под командованием генерала Александра Максимовича Дренякина.
Всего при подавлении восстания, по официальным данным, с 3 по 30 апреля были убиты войсками 14, ранены 31 человек. По делу о восстании осудили 174 человека, 114 из них сослали на каторгу и на поселение в Сибирь.
Юлия БЕЛОВА.