«Учителя теперь как официанты – обслуга»: информатик ульяновской гимназии о призвании учителя и трудовых буднях
Информатик ульяновской гимназии Владислав рассказал о трудовых буднях, выразил мнение о «дистанте» и о призвании учителя. Подробнее – в материале misanec.ru.
Как коронавирус изменил учительскую работу?
– Всё стало намного сложнее. Теперь не ученики ходят по кабинетам, а учителя. Свободы поубавилось. Перемены стали короче. Каждый день, по графику, проводим термометрию. На работу нам, учителям, приходится приходить раньше на 20 минут, если не дежурство. После дистанта рабочий день удлинился. На дистанте, в плане рабочего времени, было хорошо, потому что не приходилось никуда ездить. Надоел коронавирус, если честно. Неудобно работать. Много ограничений накладывается, работы будто больше становится.
Что лучше: очное или дистанционное обучение?
– Лучше очное, потому что на дистанте ученики почти не работают. Не стараются. Учиться хуже не стали – это от детей зависит. Если хотят – учатся. А вот остальные… Бывает, зайдут в конференцию в дискорде или зуме, и «существуют».
Ученики заболевали ковидом? Что предпринималось, когда это происходило?
– Да, заболевали. Класс закрывали на карантин. Ребята сидели дома, а учителя приходили в кабинет класса и преподавали оттуда дистанционно.
Как обстоят дела с вакцинацией?
– Я вакцинировался, но подозреваю, что я переболел короной. Вообще, наверное, надо прививаться, чтобы поскорее всё это закончилось.
Отойдём от ковидной темы. Что есть преподавание и кто такой учитель?
– Учитель – это пример. Это не тот, кем его сейчас представляют – не обслуга. Ведь у нас не образование, а образовательные услуги. Некоторые считают, что мы не учим, а оказываем образовательные услуги. Как официанты, например. Так порой относятся к обучению и учителям.
Учитель – призвание или работа?
– Наверное, просто работа.
В чём смысл обучения детей?
– Воспитать и сделать людьми, которые проживут на благо общества. Но по большей части, чтобы себя нашли.
Что нужно изменить в системе школьного образования?
– Нужно популяризировать учителей: повысить оплату труда, убавить бумажную работу, чтобы люди не выгорали и не уходили. Если зарплату поднимут, то люди будут идти работать учителями, появится конкуренция, которой нет. Сейчас в школах свободных рабочих мест предостаточно.
А сейчас много платят?
У меня самого две ставки. На одну ставку не проживёшь – сумма выходит меньше мрот. Помню, когда я только устраивался на работу, у меня было 20 с лишним часов. Мне сказали: зарплата у тебя будет около 18 тысяч. По факту вышло 12 тысяч. Хотя у меня было намного больше одной ставки. Сейчас около 20 тысяч выходит.
Что недопустимо в общении с учениками?
– Жестокость. Встречал жестоких учителей, которые жестокость объясняют благой целью – научить. Правда и учеников встречал таких, которые вынуждают. Учителя ведь тоже люди, могут сорваться. Детей много, появляется изнеможение, раздражение накапливается.
Какими принципами должен руководствоваться учитель в работе?
– Забочусь о ментальном здоровье учащихся – излишне ребят не нагружаю, ведь их и так перегружают по другим предметам. Стараюсь относиться к ученикам хорошо. Старшеклассники в том возрасте, когда с ними надо дружить. Баловать нельзя, есть такие, которые залезут на шею. Что касается ЕГЭ – при подготовке нужно брать детей в ежовые рукавицы. К сожалению, они не осознают, что им это надо.
Отношение к ЕГЭ?
– Оно хорошо тем, что пытается всех уровнять, но мне оно не нравится. Из-за него дети в школе не учатся, а зубрят задания. Они выучили, как сделать задание и всё. И мы, учителя, тоже – думаем, как поскорее бы их натаскать. Однако ученикам сочувствую – материалов стало много, их заваливают работой. Детям так много приходится учить, что, мне кажется, нужно вводить дополнительный класс – двенадцатый. Знания вытесняются, потому что их много. Дети устают: у них уроки, внеурочка, которую добавили из-за сокращения учебной недели, а ещё домашка. А ведь они в таком возрасте, когда хочется насладиться жизнью, а не зубрить.
Как выглядит рабочий день учителя?
– Встаю рано, потому что ехать далеко. Если в этот день дежурство – встаю ещё раньше. Утром в школе термометрию провожу, иду на уроки, которые начинаются в 8:00, перемены по 10 минут. Есть окна, в которые стараюсь быстро покушать. Уроки проходят, выполняю мелкие поручения. Когда из школы выхожу, на этом мой рабочий день не заканчивается. Я готовлюсь к следующим урокам. Домашку могу проверить дома, но могу и во время окна – вместо обеда.
Какие приятные моменты в работе учителя?
– Выходные мне очень нравятся, праздники. Каникулы нравятся. Нравится общаться с коллегами. С детьми иногда нравится поговорить, потому что они могут проявить заинтересованность к предмету, к учителю, как к человеку. Поговорить им нравится на отвлечённые темы: космос, история, языки программирования и так далее. Непринуждённое общение всегда приятно.
Есть ли пример, какой должна быть школа?
– В Финляндии нравятся школы. Им не важны экзамены, для них главное – человека воспитать. Контрольных очень долго нет. Не накручивают проблем лишних. В Японии, если не ошибаюсь, в начальных классах нет оценок. Учеников учат правилам поведения. Они вообще свою систему образования построили по «советскому» – по Макаренко. Они взяли пример с нас, а мы с других.
Какие учитель может пожелать ученикам и родителям?
– Я пожелал бы терпения. Пожелал бы смотреть на учёбу проще. Не стоит расстраиваться из-за плохих отметок, жизнь на этом не заканчивается. Иногда действительность надо воспринимать проще, а к учёбе относиться размеренней.