Просмотры11172Комментарии0

Не убьет ли триместр нашу систему образования?

Областные власти предложили перевести все школы на триместровую систему обучения. Жители региона задались вопросом: а нужно ли это? «Молодёжка» разбиралась в этом учебном хитросплетении.

В чём суть?

В Министерстве образования и науки Ульяновской области сообщили, что в 2019-2020 учебном году режим образовательной деятельности организован по триместрам в 12 школах Димитровграда и двух школах Ульяновского района — Ундоровском лицее и Большеключищенской средней школе.

Что такое триместр? Система представляет собой три учебных периода по три месяца каждый. Аттестация происходит в конце ноября, февраля и мая. А в течение триместра после пяти недель учёбы предусмотрены каникулы. Во время каникул учащиеся могут посещать школу и консультироваться по предметам. Продолжительность учебного года, равная девяти месяцам, сохраняется.

Как пояснили «Молодёжке» в ведомстве, каникулы могут начаться в середине недели либо быть перенесены на понедельник следующего месяца, «самое главное, чтобы по закону было 34-35 учебных недель». Отдыхать в каникулы дети будут 5-7 дней, ибо «согласно законодательству каникулы за год должны составлять не менее 30 дней». Кстати, на новогодние праздники дети при такой системе уходят без оценок, а к учёбе вернутся уже восьмого января. Следующие каникулы — примерно 17 февраля.

По сути, меняется лишь время каникул, количество уроков не сокращается, а значит, внесение изменений в учебные программы не требуется. Перейти на такую систему может любая школа области, решение принимает администрация учебного заведения с учётом мнения учащихся, педагогов, родителей.

На час позже

Но дело в том, что Федеральный закон «Об образовании» и так предполагает, чтобы каждая школа самостоятельно выбирала систему обучения, устанавливая сроки каникул и аттестации. Поэтому странно, что местные власти предложили перейти на триместровую систему всем школам области.

А буквально следом власти предложили перейти на более позднее по времени начало учёбы. Запустили даже опрос в социальных сетях регионального Министерства образования и науки, а также интересовались мнением родителей и педагогов. На момент подготовки материала 36 процентов проголосовали за начало учёбы в 8 утра, более 33 % — за 8.30, 18 % — за 9 часов, 6,8 % — за 10. В пояснении к опросу говорилось, что после того, как все мнения будут собраны, каждая школа «вправе сама решить, с какого времени начинать учебный процесс». Но школы уже работают по удобному для них графику.

Кстати, можно ли верить виртуальным опросам? Как известно, при необходимости грамотный айтишник может без проблем «накрутить» нужные результаты. Думается, что подобные опросы не стоит брать во внимание.

Разные мнения

Мы решили узнать мнения разных специалистов и обычных жителей по нововведениям.

— У меня старший сын учится во втором классе, в школе пятидневка. Нагрузка нормальная, всё успеваем, два полноценных выходных. Что касается триместровой системы, то не вижу смысла менять сложившуюся систему. Длинные триместры будут расслаблять учеников (в отличие от коротких четвертей), когда всю четверть нужно проявлять активность. Короткие промежутки всегда воспринимаются детьми проще. А всё, что обычно дополнительно назначается в каникулы, детьми воспринимается негативно. Единственную поправку можно внести в третью четверть — самую длинную — весенние каникулы перенести на начало марта, в остальном всё сохранить как есть, — считает многодетная мама Ольга Коннова.

С точки зрения медицины, любые изменения в процессе учёбы так или иначе требуют нейропсихологической адаптации от учеников любого возраста, особенно тех, кто имеет различные отклонения в состоянии здоровья. При триместровой системе сдвинется график каникул, увеличится временной промежуток обучения, безусловно, это скажется на результатах итоговой аттестации учащихся по отдельным предметам. Тут же стоит отметить, что график каникул сдвинется только по основному месту учёбы. Спортивные секции, школы искусств и так далее будут работать в прежнем режиме. Как таковые каникулы, какими дети их привыкли воспринимать, исчезнут. Да, «не будет» школы, но нужно будет посещать дополнительные занятия. Согласитесь, отдых немного «смазывается», — высказался заведующий отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники ЦГКБ, доктор медицинских наук Андрей Львович Малых.

Во многих школах только ввели пятидневку, дети пока привыкают. Если ввести следом и триместры, то это будет слишком много. Дети, может быть, и не будут против дополнительных каникул, но вопрос в том, будут ли школьники отдыхать или их будут дополнительно нагружать. Система 5 к 1 выгодно смотрится. Но у нас часто перенимают зарубежный опыт, при этом порой берут только верхушку. Если смотреть на систему образования США, то там предметное обучение. Ученик сам может выбирать, какие предметы будет изучать в течение триместра. А у нас в школах обязательные предметы. Насколько триместры нам подойдут? Эмоционально, наверно, это неплохо. Но важно грамотно подготовить и детей, и родителей. Если система не адаптирована, то это нововведение обернётся дополнительным стрессом, — считает Людмила Шеймухова, медицинский психолог Городской клинической больницы № 1 (Перинатального центра) Ульяновска.

— Для того, чтобы ответить на вопрос, хорошо или плохо это будет, нужно изучить, что будут делать дети во время этих дополнительных каникул, какой коэффициент полезного действия будет для ученика. Меньше нагрузки? Возможно. Но, мне кажется, после каникул неделя будет теряться в связи с тем, что после отдыха всегда нужно время, чтобы войти в рабочий режим, — отмечает глава Новоульяновска Геннадий Петрович Деникаев.

А что думают педагоги ульяновских школ?

Они попросили не указывать их места работы и не называть фамилии. Оказалось, что многие не знают о триместровой системе, в их школах этот вопрос пока не обсуждается. Но учителя охотно высказались по поводу пятидневки и времени начала учёбы.

Переход на пятидневную рабочую неделю оказался сильно заметным. Нагрузка как учителя, так и ученика значительно увеличилась. Вместо 5-6 уроков у детей 6-7, в связи с чем повысилась утомляемость к концу рабочего дня и рабочей недели в целом. Пострадали некоторые предметы. Так, в 6 классе на изучение литературы дано два урока вместо трёх. А выпускникам нужно сдавать декабрьское сочинение по литературе. Суббота вовсе не стала выходным днём. Теперь в этот день проходят курсы, внеурочная деятельность и разного рода мероприятия. Оптимальное время начала занятий — 8.30. Сейчас уроки начинаются с 8. Дети опаздывают и приезжают сонные, — делится учитель Мария.

С пятидневкой ничего не улучшилось. Полетели часы. У детей стало 7-8 уроков, а на субботу пошло допобразование. В результате — ещё больший перегруз. То же самое для учителей: 7 уроков подряд — это ад. И если раньше была возможность иметь методический день, то теперь суббота через раз рабочая. Все так заботятся о школьниках, а комфорт учителя не в счёт. Разве это не напрямую связано с качеством образования? Очень печально, что мнение учителей по всем этим вопросам вообще не учитывается. Самое нормальное время начало учёбы — 8.30. Про триместры сказать что-то сложно, пока не попробуешь, — считает педагог Анна.

«Нужно подумать»

За комментарием мы обратились к директору гимназии № 44 имени Деева Лидии Сергеевне Жуковской-Латышевой.

Сразу отказываться не будем. Нужно подумать. По России такая система обучения в школах есть. Мы дружим с Йошкар-Олой, поедем и узнаем, как работает, приемлемо ли это для нас. Ведь в нашей гимназии двухнедельное расписание. С пятидневкой было так же: мы перешли не сразу, сначала посмотрели на других. Трудно переходили старшие классы, была привязка к курсам. Но в итоге продумали и выстроили работу, — говорит Лидия Сергеевна.

Это всё второстепенное. И меня беспокоит, что как будто делается реформирование. Создаётся иллюзия деятельности вокруг развития образования. Но оно становится всё хуже и хуже. Введём мы триместровую систему. Что-то изменится? Технология урока, содержание не связаны с цикличностью. Если говорить о здоровьесбережении, то стоит обратить внимание на сам урок. После 30-й минуты начинается общая усталость от умственной деятельности, и учитель оставшиеся 15 минут ведёт борьбу с уставшим учеником. Почему не хотят решить эту проблему? А в цикличности я не вижу большого здоровьесберегающего фактора, — считает народный учитель России, почётный гражданин Ульяновска, учитель истории гимназии № 44 Юрий Иванович Латышев.

Выводы: складывается такое ощущение, что все эти телодвижения местных властей — имитация бурной деятельности или попытка устанавливать нужные им нормы, опять «бежать впереди паровоза». Можно предположить, что к началу следующего учебного года многие городские и сельские школы перейдут на триместровую систему, ведь не секрет, что рекомендации региональных властей для бюджетников как приказ властных барских особ.

Может, чиновникам лучше перестать влезать «не в свои дела» и дать возможность школам самим разбираться с формой, пятидневками, четвертями и триместрами?

Фируза АХТЯРОВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное