Просмотры684Комментарии0

Разрушающиеся исторические памятники Ульяновской области

В каждом кирпиче старинных зданий — целая эпоха, в потемневшей фреске — дыхание прошлого. Однако сегодня многие важнейшие памятники архитектуры нашего региона медленно разрушаются и забываются. Корреспондент «МГ» поговорил с доктором исторических наук Владимиром Шкуновым, который поведал о судьбе некоторых из них.

Исторические памятники — это не просто здания и сооружения. Это хранилища памяти, которые рассказывают о жизни предков, о культуре, духовности и судьбах целых поколений. В нашем регионе таких памятников немало, но, к сожалению, многие из них находятся в плачевном состоянии. Несмотря на то, что государство формально берёт их под охрану, реальные действия для реставрации и сохранения отсутствуют.

 

Украшены березовым венцом

 

Можно взять для примера храм Казанской иконы Божией Матери в селе Старая Измайловка Барышского района. Построенный в 1897 году на средства мецената Николая Шатрова храм был украшен росписями и дорогой церковной утварью, придававшей богослужениям особую торжественность. Здесь венчались люди рабочие и люди крови благородной. Например, здесь благословение на брак получила дочка мецената — Олимпиада Шатрова.

Однако в советское время храм был закрыт и пришёл в запустение. Несмотря на то, что церковь официально признана памятником регионального значения и взята на государственную охрану с 1990 года, сегодня её состояние вызывает тревогу.

Вместо прихожан здесь гостят голуби. Местами потрескались и постирались библейские сюжеты на сводах купола. «Голову» церкви с годами в свой обруч из корней заключили берёзки. Издалека похоже, будто на купол Божьего дома возложен своеобразный венец.

Казанская церковь — это уникальный пример эклектической архитектуры, — говорит Владимир Шкунов. — Здесь смешались элементы различных стилей, что отражает культурные веяния своего времени. Но сейчас храм находится в бесхозном состоянии. Это печальная судьба многих подобных памятников — они формально охраняются, но реальной заботы нет.

В 2010-х, по инициативе одного барышского священника, осуществлена попытка реставрации. Были вставлены новые витражные стёкла, собирались деньги на продолжение проекта. Но всё закончилось так же неожиданно, как и началось. Инициатора реставрации не стало при загадочных обстоятельствах.

 

Бог все видит

 

Да, пожалуй, самые недооценённые современники эпох — пристанища Господа. Заброшенных храмов и церквей можно насчитать десятками по Ульяновской области.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Старое Никулино Цильнинского района — выдающийся образец классицизма, ныне в руинах. Построенный в 1817 году на средства местной помещицы Надежды Краевской храм хранит легенду о чудотворной иконе, явленной в соседней деревне Дубенки. Несмотря на забвение и разрушение, крест на куполе всё ещё сияет, словно напоминая о духовной силе места.

Две каменные церкви XVIII века — Святой Троицы (1799 года) и Николая Чудотворца (1791 года). Обе закрыты и находятся в плачевном состоянии: в одной заметны попытки реставрации, в другой — следы пожара 2013 года и разбитые иконы. Рядом с ними — остатки единой колокольни, когда-то объединявшей эти два храма. Сегодня они напоминают о том, как быстро меняется жизнь сёл и их духовных центров.

При посещении церкви святых апостолов Петра и Павла в бывшем селе Петропавловское (ранее Еделево) никто не остаётся равнодушным. Построенная в 1895 году по проекту архитектора Виктора Ивановского каменная церковь поражает своей монументальностью и красотой. Сегодня село опустело, храм заброшен, будто в гордом одиночестве стоит посреди поля и постепенно разрушается. Несмотря на следы недавнего присутствия людей — иконы, свечи и граффити на стенах, дух этого места сохраняется.

Храм Казанской иконы Божией Матери в с. Старая Измайловка

 

На французский манер

 

Не менее драматична история барского дома Перси-Френч в Тереньге. Этот трёхэтажный особняк с башнями и балконами — один из самых красивых образцов усадебной жилой архитектуры второй трети XIX века. Последним владельцем был Александр Скребицкий, а затем его наследница Екатерина Перси-Френч, которая привела имение в порядок и сделала его рентабельным. После революции усадьба национализирована, а в советское время здесь размещались школа и интернат.

Особняк в Тереньге — это не просто здание, — отмечает наш собеседник. — Это целая история, связанная с судьбами людей, с переменами в стране. Но сегодня дом стоит закрытым, окна забиты плёнкой, стены облуплены, внутри — мусор. Официально здание признано памятником XVIII века, но на его восстановление денег не выделяют.

В Тереньге ходят легенды о тайных подземных ходах, кладах и привидениях, что только добавляет особняку мистической привлекательности. Однако без заботы и реставрации эти тайны могут навсегда остаться недоступными для будущих поколений.

Стены, помнящие мадам Перси-Френч

Бестужевка

 

Усадьба Бестужевых в селе Тепловка (ранее — Тёплый Стан) Николаевского района, расположенном на берегах реки Сызранки, славится архитектурным колоритом.

Усадебный комплекс дворян Бестужевых величественно возвышается в центре села, напротив которого стоит памятник Владимиру Ленину — символ эпохи, сменившей дворянский уклад. Снаружи усадьба окружена глухим деревянным забором, но, как выяснилось, попасть внутрь несложно.

Внутри барского дома и памятника градостроительства и архитектуры (с 1999 года) царит разруха. Однако в этих стенах всё ещё ощущается величие былых времён. На втором этаже сохранился фамильный герб Бестужевых с изображением лебедя, льва и страуса. Следы школы, располагавшейся здесь после революции, — обрывки учебных карт, разбитое пианино и парты — напоминают о смене эпох.

Алексей Бестужев вскоре после основания Тёплого Стана построил здесь помещичий дом. В начале ХХ века хозяином барского дома стал Михаил Бестужев. В результате перестройки старого дома получился дворец: флигели были объединены с домом дополнительными постройками в одно большое здание, построен обширный балкон на столбах, дом стал двухэтажным, с колоннадой, огромной верандой и дубовой лестницей в три пролёта. Полы сделали паркетные, уборные — кафельные. Во дворе располагался большой бассейн с фонтаном.

Засечная черта

Ещё один памятник, символизирующий сложность сохранения наследия, — Канадейская башня на восточной окраине одноимённого села. Высотой около 20 метров, сложенная из красного кирпича, она долго считалась самым древним наземным сооружением региона. Несмотря на многовековую историю и статус памятника регионального значения с 1968 года, башня переживает катастрофическое разрушение.

Это уникальный архитектурный объект. Её происхождение окутано тайной, есть несколько версий, от оборонительной башни до часовни или даже мавзолея времён Золотой Орды. Но самое главное — это часть нашей истории. Один из реставраторов как-то предложил разобрать её и построить копию, но это недопустимо. Такие памятники нельзя заменять копиями — это уже не история, — делится доктор исторических наук.

Местные жители не могут смотреть на башню равнодушно. Рады бы и сами восстановить, но факт того, что сооружение находится под охраной государства, говорит о том, что кроме него никто не имеет права распоряжаться объектом.

То, что осталось от Канадейской башни

Древние истоки

Особенно тревожным примером является судьба церкви в селе Осока Барышского района — самого древнего наземного храма Ульяновской области. В 2018 году было доказано, что Канадейская башня сооружена не ранее 1750-х годов. Официально можно считать, что теперь церковь, построенная в 1743 году в стиле нарышкинского барокко и освящённая в честь Тихвинской иконы Божией Матери, является самым древним наземным сооружением на территории области, простоявшим до наших дней.

Церковь долгое время считалась объектом культурного наследия. Однако в 2017 году по результатам государственной историко-культурной экспертизы было принято решение исключить её из списка охраняемых памятников.

Это решение вызывает недоумение и возмущение. Церковь — редкий пример архитектуры XVIII века, с сохранившимися уникальными росписями. Исключение из реестра памятников — это фактически отказ от её охраны. Да, теперь местные жители получили полное право на проведение ремонта. Они так и поступили. Но работа без проекта и без согласования с реставраторами может привести к искажению исторического облика здания.

Почему так происходит? По мнению историка, причины комплексные. С одной стороны, это недостаток финансирования и приоритеты, которые ставят экономические задачи выше культурных. С другой — бюрократические проволочки, якобы отсутствие квалифицированных специалистов и иногда даже некомпетентность.

Мы должны понять, что сохранение исторического наследия — это не роскошь, а необходимость. Это инвестиция в образование, культуру, туризм и национальную идентичность. Без этого мы рискуем остаться без прошлого и потерять будущее, — заключает Владимир Шкунов.

Так и получается, что культурная политика парадоксальна: памятники культурного наследия официально признаны, но им не обеспечивается должная поддержка. Они стоят бесхозными, разрушаются, и лишь немногие энтузиасты пытаются сохранить их хотя бы на словах и в фотографиях.

*Статья носит ознакомительный характер.

Анастасия ГУК.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное