Первый онколог лечил холеру в Русском Юрткуле
Краевед и писатель Николай Захарчев недавно выпустил книгу «Материалы по истории села Русский Юрткуль Ульяновской области». Он нашёл уникальные данные о необычном обряде, проведённом в селе, о том, как местные жители воспринимали холеру, и об онкологической операции, которую провели в этом селе ещё в XIX веке. Корреспонденты «МГ» встретились с ним.
— Я съездил на Памир (там служил в погранотряде) в Таджикистане и с интересом выяснил, что никто не знает, где был расположен первый пограничный российский отряд на Памире. Я стал читать об этом всё, что только было. Потом провёл месяц в экспедиции на Памире. Я нашёл потомков офицеров, которые там служили. В итоге удалось отыскать это место. В этом отряде, кстати, служили наши земляки – симбиряне. После на этом месте (в центре посёлка Мургаб в Таджикистане) была установлена мемориальная доска. Сейчас там уже появились вечный огонь, памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Так и получилась моя первая книга. Потом я начал изучать историю родного края, — вспоминает краевед.
Особое внимание Николай Захарчев уделяет родословным. У него есть книги, посвящённые родословной жителей села Волостниковка Симбирского уезда и родословной семей деревни Умовка Спасского уезда Казанской губернии. Автор не только устанавливает родство и род занятий людей, но и записывает интересные легенды и истории. Он много времени проводит в библиотеках и архивах. На этот раз мужчине удалось собрать интересные и ранее неопубликованные в официальной литературе факты о селе Русский Юрткуль (Старомайнский район).
— Я обнаружил, что в Российской государственной библиотеке (раньше она называлась Государственной библиотекой имени В.И. Ленина) хранятся уникальные документы по истории села Русский Юрткуль с 1699 по 1876 годы. На их основании я написал книгу, — добавляет краевед.
Операция
Огромное место в книге занимает эпидемия холеры, которая охватила Русский Юрткуль в 1866 году.
— 3 августа 1866 года в село приехал доктор Николай Фёдорович Высоцкий. Его направили сюда, чтобы остановить эпидемию. Забегая вперёд, скажу, что позже его назвали первым русским онкологом, а его работу по выяснению причин возникновения и развития рака нижней губы – одной из первых работ по онкологии. И отмечу, что свою первую операцию по удалению рака нижней губы он провёл мужчине 60 лет в Русском Юрткуле в один из первых дней после приезда в село. Но его заслуги будут оценены позже, а пока неизвестного доктора, который приехал лечить холеру, восприняли недоброжелательно, — рассказывает Николай Захарчев.
Мертвец «играл» на пианино
Врач приехал в село поздним вечером в ужасную дождливую погоду. Намок так, что самостоятельно даже не мог снять одежду. Сторож не хотел его впускать, начал расспрашивать и сомнительно относился к доктору. Больше всего подозрений у сторожа появилось, когда выяснилось, что врач намеревается лечить холеру.
В первую же ночь Николай Фёдорович отправился осмотреть больных холерой. Женщина даже не пустила врача на порог, а второй заразившийся умер незадолго до приезда врача. Ему исполнилось всего 35 лет. Это был первый умерший от холеры, которого увидел доктор, и на него это произвело большое впечатление.
Уже позже Высоцкий, исходя из всего своего опыта и опыта коллег, опишет, что умершие от этой страшной болезни действительно не похожи на обычных покойников. Например, их тела дольше остаются тёплыми из-за посмертного повышения температуры и долго не разлагаются. Более того, доктор в своих воспоминаниях напишет, что «на холерных трупах нередко наблюдаются посмертные сокращения различных мышц, вследствие которых не только отдельные члены, но и весь труп могут изменять своё положение». Были случаи, когда такой покойник мог открывать и закрывать рот, а однажды даже дочь умершего прибежала и рассказала, что её отец ожил. Оказалось, что у него пальцы двигались так, будто он играл на фортепиано.
Божье насланье
— Утром у врача собралась толпа, где каждый страдал от какого-то недуга. Однако ни одного больного холерой не было. Так повторилось и на следующий день. Поразительно, что в этот день уже шесть человек скончались от холеры, но народ настойчиво не шёл её лечить. Тогда Высоцкий спросил у женщины, у которой арендовал жильё, почему не хотят лечиться. Фёкла рассказала ему версию, которой придерживалось всё село: «А разве эту скорбь вы можете излечить? Вот если наружная какая-то боль – рана там, шишка, али ногу кто сломает, руку вывихнет – это лекарь, а она (холера) – божье насланье, её лечить нельзя, таких средств нет!», — продолжает рассказ краевед.
Что только не пытался сделать врач, чтобы вылечить больных. Даже приходил сам к холерному, который корчился от боли. Доктор влил ему лекарство в рот во время приступа, тогда тот взял и выплюнул лекарство в лицо врачу, подхватил лежавшую рядом палку и кинул её. После этого случая Высоцкий ещё неделю хромал. Более того, по селу начала ходить молва, что доктора отправили специально, чтобы он ещё больше людей заражал холерой. Будто бы отраву помещик прислал, чтобы запускать её в колоды или реки. Это настолько отпечаталось в мыслях людей, что они даже сложили об этом плач. Так, однажды доктор увидел восемь женщин, которые сидели кругом и причитали: «Отошли наши красные дни, // Закатилось наше светло солнышко, // Приехали лекаря нас несчастных морить…»
Юродивого
— Чтобы убедить людей лечиться, он даже попросил местного священника провести сход граждан. Не помогло. Высоцкий дважды писал в земскую управу о том, что народ не хочет лечиться, и просил уволить его с должности.
Всё разрешилось, когда в дело вмешался становой пристав. Он снова собрал народ. Во время схода с задних рядов кто-то выкрикнул колкую фразу, тогда становой приказал взять четверых и увезти. Их до обеда держали в «тёмной», затем высекли. Становой велел им принести по 25 рублей, а затем добавил, что если люди лечиться не будут, то эти четыре мужика снова к нему попадут. Тогда их ожидает уже не 20 ударов розгами, а 40, и возьмёт он уже по 50 рублей. Мужики поняли, что деваться некуда, и собрали тайный совет за селом. В итоге было решено, что нужно отдать доктору больного юродивого. Якобы если не вылечит его, то и не жалко. А если вылечит, то там уже и посмотрят. В итоге Высоцкий смог поставить на ноги не только юродивого, но и его сестру и бабушку. С тех пор люди стали лечиться, и уже через полтора месяца холера в селе больше не буйствовала, — поясняет наш собеседник.
На этом приключения доктора не закончились. После минования беды в Русском Юрткуле земская управа отправила доктора в Мордовский Юрткуль. Пока он помогал одному из заболевших, вокруг дома собралась толпа местных жителей. После словесной перепалки мужики решили кинуть врача в воду. Однако он достал револьвер и направил его на обидчиков, пригрозив, что будет стрелять. Это спасло его от гибели. Ямщик быстро увёз Высоцкого. Потом он узнал, что предыдущего врача мужики скинули в речку, когда на ней был тонкий лёд. Он смог выплыть, но сильно замёрз и умер от тифа.
Обряд сожжения
Не менее значимое место занимает история Михайло-Архангельской церкви.
— Вопрос возникновения села и церкви до конца ещё не изучен. На мой взгляд, есть некоторые неточности в дате постройки. Я в книге описал своё мнение. Некоторые полагают, что деревянную церковь построили в 1776 году. Однако один из древнейших документов села – метрическая книга — доказывает, что в начале XVIII века церковь уже стояла. А в 1776 году построили новую, так как прежняя обветшала от времени. Она была деревянная, в 1851 году решили построить новый каменный храм на новом месте на берегу озера Сельское (позже местные жители его назовут Церковное). В июне 1898 года начались работы по ремонту в храме, а в 1900 году состоялся редкий обряд сожжения старого престола. Для сожжения был изготовлен плот с перилами по бокам. Его украсили зеленью и деревьями. Посередине выложили кирпичом постамент, где и разместили престол. Священники и дьяконы взошли на плот, подожгли престол и отплыли примерно на середину озера. Когда вернулись на берег, то оставшиеся угли отдали желающим, а пепел опустили в воду. К сожалению, церковь не избежала участи многих других храмов и была закрыта в 1930-х годах, — комментирует Николай Захарчев.
Местные жители смогли спасти только несколько икон и распятие, которые сейчас находятся в селе Кокрять.
Кроме того, в книге можно прочитать о реке Раткуль, по берегам которой и раскинулись все сёла с названием Юрткуль. Однако она пересохла и превратилась в овраг. Но это уже совсем другая история…
Наталья КОРОЛЕВА.
К слову, село Русский Юрткуль расположено в Старомайнском районе. Мимо красивого храма сложно проехать. К сожалению, сейчас он находится в удручающем состоянии. Кресты покосились, храм постепенно разрушается. А рядом с ним находится надгробный камень с надписью: «Секундъ – майоръ Павел Михайлович Наумов».
— Он был похоронен рядом с храмом. Несколько лет могильная плита по неизвестным причинам «бродила» по селу. Но наконец его расположили рядом с храмом. Он был помещиком Казанской губернии. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Женился на своей крепостной Матрёне Тихоновне. По законам того времени, детям от крепостной нельзя было давать дворянскую фамилию, потому фамилию усекали. И у его детей фамилия Умовы.