Просмотры247Комментарии0

Интересные факты об улицах Ульяновска

Гуляя по улицам Ульяновска, встречаешь дома с мемориальными табличками. Видишь множество домов купцов. Однако многие ульяновцы и гости не знают, чем были знамениты те или иные купцы. «Молодёжка» решила пролить свет на этот вопрос.

Город-дворянин

В XIX веке Симбирск называли «городом-дворянином на Волге». Звучит красиво, тем более в Российской империи был ещё один город-дворянин, не на Волге, а на Неве — столичный Санкт-Петербург!

Российская империя была государством сословным. Да, дворяне в империи являлись сословием правящим — и по должностям, по службе в армии или в правительственных учреждениях они, разумеется, жили в городах. Но каждый уважающий себя дворянин держал, и даже не одно, имение в сельской местности, и в этих имениях дворяне проводили лето, лучшее время жизни, и в них же они удалялись на покой, получив отставку от службы.

Помещики-дворяне, подобно своим крепостным крестьянам, были сословием не городским, а сельским. Красивое «город-дворянин», по сути, означало «большая деревня». Подлинно городскими жителями считались мещане, «среднего рода люди», как выразилась о них Екатерина II, и купцы. Эталонным купеческим городом являлась вторая столица империи, Москва.

Купеческий

С дворянством ассоциировался строгий классицистический стиль в архитектуре. Купцы там, где позволяли средства, строились затейно. Купеческий дом сразу бросался в глаза. Когда в Симбирске на Большой Саратовской (ныне Гончарова) улице в начале XX века перестроили классицистический Спасо-Вознесенский собор в краснокирпичном «русском» стиле, храм стали называть «купеческим». Краснокирпичный собор стал символом города, в котором купечество играло всё более и более важную роль — поступательное движение было прервано революцией 1917 года, а собор разрушен в 1930-е годы.

Ярмарочная

Действительно, многое безвозвратно утрачено и ушло, но сохранилось тоже немало такого, что даёт нам возможность углубиться в историю города.

Описывая дореволюционный Симбирск, старинные путеводители выделяли в нём выраженные «дворянскую» и «купеческую», или «торговую» часть. «Дворянам» приписывали практически все центральные улицы, «царство» купцов начиналось за оврагом реки Симбирки (ныне в нём помещается стадион «Труд»), вокруг обширных Базарной и Ярмарочной площадей, ныне сплошь застроенных — границы Ярмарочной площади задаются улицами Марата и Можайского.

От Ярмарочной площади брала начало улица Новая Казанская, ныне Гагарина. В этой улице с середины XIX века селились самые влиятельные симбирские купцы, владевшие внушительными городскими усадьбами, включавшими, помимо собственного жилья, различные производства, склады, магазины и так далее. Просто так жить рядом с Ярмарочной площадью и не получать от этого выгоды? Нет, такого безобразия симбирское купечество не могло себе позволить!

Три здания

От прежней Новой Казанской на современной улице Гагарина уцелело всего три старинных здания, но за этими зданиями — занимательные истории и личности.

Правда, главным украшением Новой Казанской улицы были не купеческие особняки, а Успенская единоверческая церковь, построенная в 1865–1868 годах. Впрочем, без купцов тут не обошлось. Усадебную землю под храм пожертвовал симбирский 1-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Фёдор Васильевич Красников. Единоверцы — это часть старообрядчества, религиозного течения, отколовшегося от Русской православной церкви в середине XVII века, позже признавшая официальную церковь, но сохранившая собственные особенности в богослужении.

«По понятиям»

Культура старообрядцев в большой степени поддерживалась русским купечеством, и симбирское купечество здесь не исключение. На протяжении столетий старообрядцы активно преследовались властями империи, их сажали в тюрьмы и даже казнили, они вынуждены были скрываться и утаивать свои взгляды. Из-за этого старообрядческая культура в значительной мере повлияла на формирование криминальной субкультуры, жизни по понятиям. И, уже проводя ассоциации с этой субкультурой, можно сказать, что многие десятилетия Фёдор Красников был в Симбирске в буквальном смысле слова паханом, человеком с исключительным влиянием и авторитетом. Авторитет этот простирался далеко за симбирские пределы. Когда в 1849 году российские старообрядцы, принадлежавшие к Русской старообрядческой православной церкви, обзавелись первым собственным архиереем — Софронием (Жировым), то назначен Софроний в епископы Симбирские, с поручением управлять всей старообрядческой паствой в России!

Практически все симбирские купцы были связаны с Фёдором Васильевичем родством, либо семейным, либо крестническим: в те времена стать крёстным кому-то считалось большой честью. Родичи регулярно отчисляли Красникову немалые суммы денег, но пускал их Фёдор Васильевич не на красивую жизнь, а на добрые дела — например, содержал так называемые «Красниковские кельи» для призрения бедноты.

Соль и хлеб

Фёдору Васильевичу принадлежала огромная усадьба на противоположной от храма, чётной стороне Новой Казанской улицы. Основу благосостояния Красникова составляли хлебная и соляная торговля: соль в старину была продуктом недешёвым и вдвойне ценимым, поскольку засолка являлась основным способом длительного хранения пищевых продуктов. Свою соль в симбирских пределах давно не добывали, Фёдор Васильевич богател на транзите илецкой соли. Обширная усадьба как раз предназначалась для складирования перевозимых продуктов.

Холера

После смерти «пахана» хозяйство разошлось между его сыновьями. До нашего времени на бывшей Новой Казанской сохранился двухэтажный каменный особняк в стиле эклектики, с элементами неоренессанса, принадлежавший потомственному почётному гражданину Антону Федоровичу Красникову. Дом был построен в 1892 году, в знаменательную для Поволжья и целой России эпоху: 1891–1892 годы — страшный голод, усугублённый в 1892 году холерной эпидемией.

А Антон Федорович как раз торговал хлебом, то есть во время голода свои богатства явно приумножил. И труд в подобные нелёгкие времена стал очень дешёвым: рабочие готовы были в буквальном смысле слова работать за еду. Однако общественное мнение не осуждало расчётливых хозяев, напротив, дать возможность кому-то реально не умереть с голода считалось достойной формой благотворительности.

Революционер

Антон Федорович тоже был человеком непростым, влиятельным. В 1914 году симбирские жандармы получили сведения, что у купца-хлеботорговца «гостит» прибывший в Симбирск с грузом нелегальной литературы из Петербурга социалист-революционер, некто Кузьмин. Так вот, потревожить почтенного хозяина на предмет обыска и изъятия нелегальщины всесильные жандармы не решились…

Почему купцы дружили с революционерами? У купцов были деньги, но не хватало реальной власти, даже в своей благотворительности они оказывались ограничены. Хотелось перемен. Конечно, никто не думал при этом, что революция пожрёт самих купцов, но так случилось…

Старейший род

Через дорогу от владений Красниковых, на другой стороне улицы Хлебной, ныне Орлова, располагались владения ещё одного яркого семейства, купцов Балакирщиковых. Балакирщиковы — старейший симбирский купеческий род, они жили в Симбирске со времени основания города в 1648 году. Из купеческого рода происходил симбирский городской голова Павел Степанович Балакирщиков, отмеченный в истории празднованием 250-летнего юбилея Симбирска в 1898 году и пуском железной дороги в 1899 году.

Когда-то на усадьбе Балакирщиковых располагалась даже паровая мельница, но до наших дней от усадьбы уцелел только одноэтажный краснокирпичный флигель. Это стало возможным, потому что сын городского головы Алексей Павлович Балакирщиков поселил здесь своего друга, большевика Юрия Александровича Кролюницкого и помог ему оборудовать в здании подпольную типографию. Типографский станок, литеры и бумагу — всё покупал Алексей Павлович. Ещё Балакирщиков приобрёл граммофон и трескучим «голосом» допотопных пластинок глушил соседей и стук работавшего типографского станка.

Самый известный

Через дорогу от усадьбы Балакирщиковых, на углу Новой Казанской и Хлебной проживал симбирский 2-й гильдии купец Ермил Николаевич Заборин. В начале XX века Заборин был самым известным симбирским домовладельцем. Он заказывал проекты самым известным симбирским зодчим. Бывшие заборинские дома: ресторан «Россия» на Дворцовой — Карла Маркса, кинотеатр «Художественный» на Гончарова, Дом с орлами в Овражном-Комсомольском переулке, переходящий в старый корпус УлГТУ на Энгельса, и другие уже больше века украшают город.

Подобные здания, которые сдавались под учреждения, магазины или жильё, в старину назывались доходными домами — домовладелец получал с них прибыль. Чтобы привлекать арендаторов, приходилось выделяться. Впрочем, и собственный дом Ермила Николаевича в стиле эклектики, с использованием в оформлении элементов готической архитектуры, выглядел необычно и привлекает внимание интересующих российским зодчеством даже за симбирскими пределами — готика завораживает.

Вечером 5 декабря 1905 года купец Заборин наблюдал в одно из готических окон своего особняка за толпой солдат, устроивших в Симбирске шумные «беспорядки». Его тоже заметили, и кто-то из служивых бросил кирпич, разбил окно и попал им Ермилу Николаевичу в голову; хорошо, что не насмерть. Летом 1918 года в то время, когда Симбирск оказался в руках у белогвардейцев, в бывшей усадьбе Заборина помещался белогвардейский автогараж.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное