Владимир Маяковский критиковал симбирского поэта

«Ульяновск — родина талантов». Некоторое время назад этот лозунг гремел, теперь он слышен меньше, но если принимать его как констатацию факта, то это действительно так: таланты рождаются и уезжают в своём большинстве…
Чей-то талант оказался востребован и помнится потомками — кому-то повезло меньше, и его имя знают теперь только узкие специалисты.
Одним из таких был поэт Константин Никитич Митрейкин (1905–1934). Симбирский уроженец Константин Митрейкин прожил в Симбирске-Ульяновске большую часть своей недолгой жизни. На заре советской власти в Симбирске-Ульяновске существовало очень мощное литературное объединение «Стрежень», многие члены которого потом прославились на всесоюзном уровне.
Московская слава
В 1928 году молодой автор издал в Ульяновске свой первый сборник стихов «Бронза», тоненький, в 16 стихотворений, но этот сборничек заметили и оценили в толстых московских литературных журналах.
В 1929 году Константин отправился покорять столицу. Митрейкин деятельно и бесстрашно ворвался в дискуссии, сотрясавшие советскую литературу, не пасуя перед «запредельными» авторитетами вроде пролетарского поэта Владимира Маяковского. Живой классик перешёл на личности: «Кто стихами льёт из лейки, / Кто кропит, набравши в рот — / Кудреватые Митрейки, / мудреватые Кудрейки, / кто их к чёрту разберёт!..»
Другой бы сломался, дал заднюю — но нет! В печати один за другим появляются новые сборники стихов ульяновца: «Я разбиваю себя», «Боевая лирика», загадочный «УКК», «Штурм неба».
Сборники
Эпоха требовала поэтов-пропагандистов вроде того же Маяковского, и Константин Митрейкин пытался слагать стихи в духе эпохи: «Я выдвигаю встречный план, / Вслепую не хочу ползать! / Возьми, партия, мой талант, / Возьми его! Используй!» Однако куда больше, чем пропагандистом, Константин Митрейкин был поэтом-лириком. За это критика называла Митрейкина «пошляком» и «эстетом», но именно за это же его ценили читатели, не дававшие залежаться сборникам автора на полках книжных магазинов.
Трагедия
6 августа 1934 года жизнь поэта трагически оборвалась: по невыясненным причинам, он сам наложил на себя руки. Его тело было кремировано, в 2000-е годы вновь выявлено казавшееся утерянным захоронение праха.
Ермил ЗАДОРИН.



