Просмотры1563Комментарии0

Тайны масонов и комната колдуна

Недавно в Ульяновске впервые открылся музей мистики имени Якова Ярова. Журналисты «МГ» побывали в необычном месте и узнали, какие тайны оно в себе хранит.

«Наденьте тапочки»

Музей находится в таинственном синем деревянном доме с тремя башенками. Само здание кажется мистическим. Да и номер дома тоже — 13. На пороге нас встретили создатели музея и проекта «Анатомия Симбирска» — Дмитрий и Татьяна Русины. Дмитрий — историк, кандидат наук, Татьяна — филолог. Они шесть лет проводят экскурсии по Ульяновску и рассказывают необычные и малоизвестные факты. На входе нам предложили переобуться в тапочки (это необычно для музея!) и проследовать в просторное помещение.

У нас три зала. В первом сувенирная лавка, из него, проходя через «врата времени», мы попадаем из современности в старинный Симбирск, — говорит Татьяна.

Зал просторный, уютный, светлый, будто попадаешь в чью-то квартиру, а не музей. На полу лежит винтажный ковёр, которому 50 лет, на стене развешаны старинные фотографии.

Изначально мы водили экскурсии по городу. Потом поняли, что придёт время, когда нужно будет сделать пространство, куда мы сможем приводить людей, где можно разместить наши истории и экспонаты, которые мы накопили за это время, — комментирует Татьяна.

— Когда мы выбирали помещение, специально искали дом с историей, дореволюционный. Искали в районе улиц Федерации, Мира, Красноармейской. С XIX века этот район назывался «Курмыши». Здесь сконцентрированы мистические истории Симбирска. Когда пришли смотреть здание, появился ряд знаков, которые поспособствовали тому, что мы выбрали именно его. Например, над дверью висела карта Таро от предыдущих хозяев. Теперь у нас там балалайка висит. Полгода приводили помещение в порядок и открылись в августе этого года, — добавляет Дмитрий.

«Курмыши» переводится как яма. Ранее между улицами Федерации и Красноармейской протекала речка Симбирка и был глубокий овраг. Этот овраг и считался тем злачным местом, где ютились маргиналы и криминальные личности.

Проклятье?

На создание необычного музея пару вдохновил музей Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге.

Во время экскурсии по музею мистики рассказывается о самом крупном в истории Симбирска пожаре 1864 года, когда город сгорел почти целиком, а завершается программа преданием о мученической смерти симбирского колдуна Якова Ярова в 1736 году. Для посетителей остаётся открытым вопрос, мог ли пожар быть проклятием волшебника.

Мы рассказываем и о владельце данного дома — купце Масленникове. О нём немного данных. Он торговал картошкой и краской. Рассказываем о грехах, которые были свойственны этому кварталу. Преступники, убийцы, проститутки, воры — такие личности, которые создавали атмосферу этого квартала. Дворянских домов вы не встретите здесь, но дворяне тут всё равно появлялись. Многие любили в нумера отправиться и развлечься такими чёрными способами, — продолжает Дмитрий.

Масоны

Второй зал чуть меньше, он в тёмных тонах.

— Мы рассказываем здесь о масонах, оккультизме, сектах, старообрядчестве, юродивых. И отдельно стоит импровизированная каморка человека, именем которого назван музей, — Якова Ярова, его обвинили в ереси и волшебстве, — указывает Дмитрий.

Одними из тайных и загадочных личностей являются масоны. В музее можно увидеть оригинальный масонский фартук 100-летней давности, а на иллюстрации посмотреть, как их носили.

У нас были две масонские ложи, Симбирск можно назвать самым масонским городом на Волге. Одна ложа называлась «Златой Венец», вторая — «Ключ к добродетели». Одна располагалась в имении Киндяковых, это сейчас Винновская роща. Вторая — в Баратаевке. Там у них был грот, — поясняет Татьяна.

Расцвет движения пришёлся на конец XVIII — начало XIX века. В 1822 году указом императора Александра I масонство было запрещено, и они ушли в подполье. Долго существовала баратаевская ложа.

— Позже всплеск пришёлся на начало XX века. Появились российские масонские ложи, их возглавил наш соотечественник Керенский. Масоны есть до сих пор. Они объединяются в ложи в городах. В Ульяновске ложи нет, есть в Саранске, Нижнем Новгороде, Самаре. Для того, чтобы ложу создать, нужно семь человек. Очевидно, у нас нет такого количества сейчас, — предполагает Дмитрий. 

Почта

Масоны XIX века в основном занимались благотворительностью. У них было две цели: улучшить природу человека (самосовершенствование) и суть общества. Принимали туда не всех, даже великого Александра Пушкина приняли с третьего раза.

— Как говорили сами масоны, принимали людей свободных и добрых нравов. А дальше шло собеседование: если кому-то не нравился человек, его не брали, — уточняет Дмитрий.

Информации о них мало. Самые известные символы — циркуль, треугольник, молоток, ветвь акации.

— Симбирск застраивался в конце XIX — начале XX века, масонство было под запретом. Люди не хотели себя афишировать, поэтому у нас почти нет масонских символов на зданиях. Однако косвенно можно проследить некоторые тенденции. Например, здание главпочтамта строилось для земской управы. Руководил ей тогда Сергей Баратаев, внук масона Михаила Баратаева, который был главным в ложе «Ключ к добродетели». Сергей подписывал резолюцию, что должно быть на здании снаружи и внутри. Так вот, в символике дома прослеживаются масонские мотивы, например, львы с кольцом на фасаде здания. Они называются безмолвствующими львами, хранящими тайну, как масоны. Внутри здания — Геракл в шкуре немейского льва, подпирающий потолок (небо). Лев означает пороки, страсти, всё плохое. Геракл победил его, следовательно, победил пороки. Масонство нацелено на поиск света, на эволюцию общества. Человек проходит инициацию с завязанными глазами. Потом ему снимают повязку, и он зрит масонский свет, — комментирует Дмитрий.

Самое страшное испытание в масонстве — взятие крови для подписания договора о сохранении тайны. Существуют психологические испытания. Например, открывают глаза испытуемому, а рядом лежит человек с окровавленной тряпкой, изображающий труп кандидата, который не прошёл испытания.

Известные симбиряне-масоны: Николай Карамзин, Иван Тургенев, Михаил Баратаев, Александр Керенский.

Юродство

Кроме масонов в этом зале можно увидеть различные карты Таро, предметы оккультизма. Также вы можете рассмотреть портреты юродивых и блаженных Симбирска.

— Юродство — подвиг в православии, когда человек скрывает свою мудрость под внешним дурачеством. Условно можно назвать два типа: рождённые люди с особенностями и те, кто взял на себя подвиг в зрелом возрасте. Например, покровитель Ульяновска — Андрей Блаженный — был таким с детства. Это прозорливые люди, которые могли что-то предсказывать, угадывать ход событий или заранее знать, что у них хотят спросить, — отмечает Татьяна.

— Женщина говорила, что ей нужно было сделать операцию, потому что по результатам анализов ей диагностировали онкологию. Она побежала посоветоваться с юродивым Василием Жирововым, нужно ли ей соглашаться. Она только приближалась к нему, как он издали стал кричать: «Соглашайся, соглашайся, всё будет хорошо!». Операция прошла хорошо, — вспоминает Дмитрий.

Призраки

Рассказывают в музее и про призраков. Как выяснилось, в Ульяновске их очень много!

— На втором этаже старого кадетского корпуса живёт привидение. Мы как-то проводили обзорную экскурсию для человека, который там учился. Он нам рассказал, что он и его сослуживцы слышали чьи-то шаги, кто-то дёргал дверь. Однако они не знали, чей это призрак. Скорее всего, это призрак МихаилаМуравьёва. Когда был разоблачён муравьёвский бунт, командира убили. После его смерти ходила легенда, будто бы трупу отрезали голову и, заспиртовав её, отправили Ленину. Где захоронен Муравьёв — неизвестно, — рассказывает Дмитрий.

Второй призрак живёт в доме, стоящем на перекрёстке улиц Гончарова — Дворцовой, там раньше была гостиница «Пассаж».

— Все жаловались, что там ходит привидение. В том доме в 1918 году убили человека. Два комиссара повздорили, причём погибший был в дичайшем пьяном угаре, что даже не понял, что ему пустили пулю в лоб. Может быть, поэтому его призрак там до сих пор бродит.

Миновав старообрядческие книги, мы подошли к одному из самых интересных экспонатов — каморке, где мог бы работать Яков Яров, человек, на которого донесла жена в 1732 году. Она обвинила его во всевозможных грехах: крестился левой рукой, икону повернул к стене на запад. Список был огромен. Сначала женщине даже не поверили в ратуше.

— Потом Якова всё-таки поймали за подозрительными занятиями: сидел, обложившись книгами, тетрадками, рядом у него лежали какие-то коренья, травы… Что он вытворял вместо того, чтобы в кабаке сидеть. Тогда была статья за колдовство. Его четыре года держали в тюрьме, он ходил на допросы, где его пытали. Было опрошено много свидетелей, ни один не сказал про Ярова ничего плохого. Обращались к нему, как к знахарю. Он давал травы, которыми люди лечились, и им помогало. Никаких приворотов, о которых говорила жена, не совершал. Есть много домыслов о том, зачем она так сделала: то ли ревновала, то ли хотела избавиться. Ведь раньше нельзя было развестись… Во время допросов он произнёс такую фразу: «Отрёкся от бога, но от Иисуса Христа не отрекался». Для меня загадка, что он именно хотел сказать, но я считаю, что под пытками можно сказать всё что угодно, — подытоживает Дмитрий.

Яков Яров был сожжён 29 (18) марта 1736 года в Симбирске на центральной площади города (ориентировочно — современная улица 12 Сентября). Он был единственным сожжённым колдуном у нас и последним в России.

В музее можно присесть за «яровский» столик, рассмотреть травы, камни, лечебную настойку и, конечно, сделать эффектную фотографию.

В планах у владельцев музея — проводить лекции и мероприятия. Большинство экскурсий проводится по предварительной записи. Посетить музей без записи можно в пятницу в 19.00 и в воскресенье в 15.00.

В музей ходила Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное