Просмотры1034Комментарии0

«Учителя бесправны, образование стало услугой»

В преддверии летнего периода, наиболее опасного для детей, «Молодёжка» встретилась с уполномоченным по правам ребёнка в Ульяновской области, членом Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Екатериной Смородой.

Скоро начнётся летняя пора. Какие опасности стоят перед детьми? Как уберечь ребёнка?

— Здесь для родителей важно понимать, где находится ваш ребёнок, и не отвлекаться ни на секунду. Все ЧП случаются из-за того, что родители не знают, что ребёнок, например, пошёл погулять и отправился на берег водоёма. В большинстве случаев на воде родители не знают, где и с кем ребёнок проводит время. Помимо открытых окон, для маленьких детей опасны также и детские площадки. Мы предложили и губернатору, и депутатам ЗСО вводить систему учёта всех детских игровых площадок на предмет их безопасности. Дети постарше также прыгают по крышам гаражей. Если мы думаем, что это происходило только в 80-е, 90-е, то ничего подобного. Сейчас также гуляют на недостроенных объектах. Дети у нас любознательные, это следует учитывать. Чтобы дети не попадали в дурные компании, не начинали употреблять что-то запрещённое, у родителей должны сложиться с детьми доверительные отношения. Моя рекомендация такая — не просто говорить «не делай этого», а «делай вместе со мной».

С каждым годом ЧП с детьми как-то меняются?

— Если говорить про статистику, то у нас минимальный травматизм среди детей был в 2020 году, в разгар пандемии. Это касалось в том числе и детского суицида. Но если в среднем смотреть по годам, то примерно одинаковое количество. В регионе каждый год на водоёмах гибнет 5-10 детей. Порядка 30 детей ежегодно совершают попытки самоубийства, и от 3 до 10 детей, к сожалению, умирают. Что касается ДТП, то в прошлом году был всплеск, когда пострадало 172 ребёнка.

Если говорить про суицид, какой возраст наиболее опасен?

— В нашем регионе самый младший возраст, когда ребёнок сначала совершил одну попытку, а через год повторил это, и, сожалению, погиб, — 10 лет, столько было мальчику на момент первой попытки. Но в основном это в подростковом возрасте, когда начинается переходный период, — 14-16 лет. В этом возрасте очень важно выявлять признаки склонности к суициду. Спонтанные суициды случаются крайне редко, дети, как правило, готовятся к подобному заранее. Но бывают и исключения, когда ребёнок не выдерживает стресса в конце учебного года и после очередной неудовлетворительной оценки в школе совершает попытку суицида.

Если ребёнок попал в дурную компанию, как его спасти?

 Прежде всего, помочь ему смогут родители. Когда мы начинаем разговаривать с детьми, которые совершают правонарушения, зачастую ребёнку навязываются какие-то альтернативы. Например, ребёнок попал в плохую компанию, и родители пытаются отправить его в спортивную секцию. А школьник просто не ходит на спорт. Когда начинаем выяснять почему, оказывается, что ребёнку больше нравятся компьютерные игры и его можно было бы отдать в киберспортивные секции. Нужно слышать в первую очередь детей, выявлять их интересы. И главное — не навязывать чаду своё мнение, а предлагать ему варианты, ориентируясь на его желания, активизируя его лучшие качества, давая ему возможность проявить себя. Самые отъявленные хулиганы в школе — лучшие помощники советников по воспитанию, потому что если им доверить важное дело, например, организовать коллектив, то они и будут поддерживать дисциплину и порядок.

Что делать, если ребёнок становится жертвой травли в школе или на улице?

— Дети должны понимать, что нужно подойти и сказать «со мной вот так поступают». Если родителям не можешь признаться, есть неравнодушные люди в той же школе. И мои двери всегда открыты. Очень большое число обращений в адрес уполномоченного по правам ребёнка в последнее время исходит именно от детей. Главное — не закрывать на это глаза. А родителям важно научить ребёнка защищать себя, учить договариваться. Подобные конфликты — это определённый этап становления личности.

То есть к Вам часто обращаются дети? С какими вопросами?

— С абсолютно разными. Но в основном это тяжёлая ситуация либо в школе, либо в семье. В прошлом году была вопиющая история, когда ребёнок не смог рассказать своему единственному родителю, что он подвергается домогательствам со стороны классного руководителя. После обращения мы провели большую проверку. Всю переписку, которую этот преподаватель вёл с ребёнком, мы передали в правоохранительные органы. Педагог сам ушёл из школы. Нам, к сожалению, не удалось набрать достаточно доказательств для возбуждения уголовного дела.

В декабре прошлого года Вы перед президентом Путиным озвучили предложение ввести наказание за дискредитацию учителей в интернете. Что вас побудило выдвинуть такую инициативу?

— Учитель на данный момент потерял свой статус. Учителя бесправны. Образование стало, по сути, услугой. У нас ученик всегда прав: педагог не имеет права отбирать телефон, оставлять после уроков, даже если учитель искренне хочет помочь ребёнку. В результате родитель начинает приходить и «качать права»: «вы не заслуженно ставите низкие оценки». Начинают даже вмешиваться в педагогический процесс. А потом в интернете принимаются писать небылицы. Последний случай произошёл в одном из наших лицеев, когда один из родителей написал, что учитель такой плохой, учить не умеет и вообще якобы занимается поборами в школе. После этого в школу съехались министерство, прокуратура, правоохранительные органы. Что сделал бедный учитель, к которому каждый день приходят с проверкой? Написал заявление об уходе. Мы провели опрос среди учителей, готовы ли они защищать свои права. Половина ответила, что не готовы и им легче добровольно уйти. Поэтому их нужно защищать на законодательном уровне.

На какой стадии развития сейчас эта инициатива?

— Мы в Совете по правам человека разработали целый ряд поправок в нормативно-правовые акты. Сейчас идёт активное обсуждение. Президент дал срок — до 1 июля предоставить соответствующий проект. И мы выполним это поручение.

На том же совещании Вы рассказали и про бюрократию.

— Каждый день с разных уровней: управления образование муниципалитета, Министерства просвещения — приходят десятки запросов. В результате классный руководитель, получая надбавку в пять тысяч рублей, вынужден отвечать на запросы: сколько многодетных в классе, сколько заболевших. Иногда запросы идентичные, но приходят из разных инстанций. После нашего обращения президент потребовал проработать этот вопрос. Занимается этим «Росатом», не удивляйтесь. По результатам их исследования выяснилось, что рабочий день учителя — в среднем 12 часов. И из этих часов только половина — непосредственное преподавание. Всё остальное к обучению детей не имеет отношения. Уверена, что в этом году будут какие-то подвижки. Мы уже проделали большую работу.

Поддаётесь ли Вы эмоциям на работе?

— Разум всегда должен быть холоден в решение различных вопросов. Но я человек, я могу порадоваться за ребёнка, у которого всё получилось, я могу расплакаться на школьном выпускном, я не могу не расстроиться, когда пришла к больному ребёнку в больницу. Но когда нужно оперативно решать проблему, привлекать все ресурсы и силы, то здесь не место эмоциям.

Что Вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Самое главное моё достижение — моя 23-летняя дочь, которая в этом году оканчивает университет. Будет переводчиком. Буквально на прошлой неделе была предзащита диплома «Политический дискурс Эммануэля Макрона».

А где Ваша дочь планирует жить и работать после вуза?

— Пока говорит: «Не трогайте меня с этими вопросами» (смеётся).

На семью времени хватает или просто отдохнуть?

— Семья — это самое ценное, самое главное. Но я на самом деле не устаю на работе. Моя работа — смысл моей жизни, поэтому мне не надо себя заставлять работать. Так жили и мои родители, так живёт и моя семья.

Чем занимаетесь после работы?

Вечером включается свет в саду, беру секатор и начинаю стричь розы. А зимой сажаем. Также очень любим делать семейные заготовки. И я из семьи музыкантов, поэтому иногда часа на два могу уйти в игру на пианино. И, конечно же, йога — основной способ, который позволяет переключаться с работы на семью и обратно.

Записал Антон НИКОЛАЕВ.

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное