Ваш ребенок подрался в школе
На ваше чадо жалуются в школе, устроил, мол, драку. А потом ребёнок приходит домой и заявляет, что всё это — враньё, это на него напали. Как тут быть?
Поговорить
— Самое главное — не давить на ребёнка и не искать виноватых. Иначе мы только будем раздувать конфликт и не найдём его решения, — говорит ульяновский психолог Сергей Фролов. — Здесь просто нужно узнать, что случилось и почему. Но это должен быть обычный разговор — может, даже за прогулкой или за игрой, без тяжёлых нот, без напряжения, без допроса.
В беседе должна быть доверительная атмосфера. Ребёнку необходимо ощущение того, что, что бы ни случилось, родители будут на его стороне (вообще по жизни, а не конкретно в этой ситуации).
— Когда мы установили, что случилось, уже можно узнать, что его побудило на начало конфликта, — комментирует специалист. — А затем объясните, что кулаки — не первый шаг для решения проблемы, что нужно говорить с людьми и уметь их слушать. Попытайтесь научить ребёнка справляться с агрессией.
Терапевтическая сказка
Чтобы такого больше не повторялось, необходимо разобрать с ребёнком ситуацию, чтобы он понял, как можно было бы поступить иначе. Но человеку всегда очень сложно объяснить неправильность его действий, когда он эмоционально привязан к случившемуся. Поэтому в таких ситуациях очень помогает «терапевтическая сказка».
— Родитель описывает ребёнку похожую ситуацию, отвлечённую от его собственной, и спрашивает, как лучше поступить героям, — продолжает Сергей Фролов. — Это может быть даже сказка, например, о Лисе и Волке, которые не могут поделить сыр. Вот они ругаются из-за этого, а мать может спросить, как они могли этого избежать. Это заставляет ребёнка думать, искать различные выходы из ситуации. А потом можно провести аналогию с его случаем.
Конечно, сказка — это утрированный пример. Но можно привести и более реалистичный пример. Главное — направить мысли ребёнка на поиск выхода из конфликта без применения насилия.
Весомая причина
Может случиться и так, что ребёнок, признав вину в том, что первым поднял руку, заявит о том, что у него была «весомая причина» поступить так. И встаёт вопрос: «А существуют ли весомые причины для начала драки?» Здесь уже многое зависит от родителя.
— Весомый повод просто обязан быть, — считает ульяновский режиссёр и писатель Давид Элли. — Только в таком случае можно попытаться найти компромисс, прийти к примирению. А если насилие не мотивировано, то тут уже виден прокол в воспитательной работе. Здесь нужны долгий разговор, попытка вдолбить в мозг ребёнка, что это неправильно.
Важно понимать, что если у драки есть реальная причина, а не надуманный повод, то, не будь её, не случилось бы и насилия.
— Дети и так прекрасно знают, что есть и другой способ решения проблемы, — утверждает Давид. — У них есть своя грань, за которую нельзя переходить. Хотя я бы не стал совсем уводить их в пацифизм, если они защищались или защищали кого-то, то пусть продолжают в том же духе.
Поиск компромисса
Конечно, лучшим решением будет попытаться примирить участников драки, так сказать, утихомирить ситуацию. Стоит собрать вместе детей, родителей и, может, ещё учителя.
Если обе стороны конфликта готовы к диалогу, можно попытаться найти компромиссное решение. Будет хорошо, если оба ребёнка извинятся друг перед другом — кто за нанесённые побои, кто за сказанные слова. Важно до этого обговорить с ребёнком данный момент, чтобы он был готов принести извинения или принять прощение.
В случае, если нанесены серьёзные травмы, можно предложить финансовую помощь. А если нанесён ущерб собственности школы, то стоит договориться о совместной оплате возмещения.
Владислав ЛАЗАРЕВ.