Они были первыми
В прошлом году исполнилось 30 лет со дня принятия закона о частной детективной и охранной деятельности, фактически легализовавшего услуги негосударственной охраны. Первые охранные предприятия были созданы в конце 80-х годов в Москве, Ленинграде Новокузнецке. Среди них – ульяновское охранное предприятие «Щит», успешно работающее на рынке охранных услуг почти 35 лет. В канун юбилея «Молодёжка» встретилась с его создателем Олегом Геннадьевичем Ереминым и действующим учредителем и руководителем Евгением Алексеевичем Буяровым.
— О.Г., как вообще появилось Ваше охранное предприятие?
— Как ни странно, наше предприятие было создано в 1989 году – за три года до принятия закона о частной детективной и охранной деятельности. Тогда была тенденция создания на базе комсомола молодёжных хозрасчетных центров различной направленности. Если вспомнить, то конец восьмидесятых в СССР характеризовался созданием и развитием кооперативного движения, появлением большого числа внезапно обогатившихся людей, резким осложнением криминогенной обстановки. Поэтому востребованность в профессиональной защите бизнеса и привела к созданию.
— О.Г., как на появление Вашего предприятия отреагировал зарождающийся ульяновский бизнес?
— Более чем положительно. Монополия ведомственной и вневедомственной охраны была разрушена. На смену бабушкам и дедушкам, сидящим на проходных, пришли молодые здоровые ребята, отслужившие в армии, имеющие определённые навыки и возможности для обеспечения защиты. Достаточно сказать, что за первые полгода работы мы набрали портфель заказов, превышающий планируемый.
— Е.А., кого Вам пришлось охранять за эти годы?
— Среди наших клиентов были заводы, фабрики, крупные инвестиционные компании, банки, авиакомпании, университеты, нефтяные и газовые компании, звёзды политики и шоу-бизнеса, обычные граждане, оказавшиеся в сложной ситуации.
— О.Г., как к Вашему появлению отнеслись правоохранительные органы?
— По-разному. Ряд сотрудников контролирующих структур понимали, что мы создаём новые рабочие места, участвуем в стабилизации криминогенной обстановки и видели свою роль в том, чтобы наша деятельность не выходила за пределы правового поля. Другая часть «контролёров» искренне считала, что их обязанность – не контроль за частной охранной деятельностью, а борьба с ней. И чем больше будет составлено протоколов, вынесено предупреждений и аннулировано лицензий, тем весомее их служебные достижения. Особая «пикантность» ситуации заключалась в том, что, выйдя на пенсию, эти «борцы с охраной» тут же создавали свои ЧОПы или устраивались в уже существующие.
— Е.А., кого из ВИП-персон Вам приходилось охранять и какие впечатления они оставили о себе?
— Мы охраняли Михаила Шуфутинского, Аллу Пугачёву, певицу Валерию и ещё ряд артистов во время их гастролей в Ульяновске. Большинство из них оставили у нас впечатления вполне простых и адекватных людей, но были и «звёзды», относившиеся к охране с высокомерием. Однако они как-то быстро погасли и пропали.
— Е.А., а что касается охраны политиков и бизнесменов?
— Здесь мы не сможем назвать какие-либо имена, так как исповедуем принцип конфиденциальности – в наших договорах на обеспечение личной охраны прямо указано, что все условия договора, как и личности заказчиков, являются конфиденциальной информацией и не могут быть разглашены без обоюдного согласия.
— Но, если без имён, были ли примеры удавшихся покушений на ваших клиентов?
— Покушения были, к нашему большому сожалению. В середине девяностых годов мы охраняли одного из ульяновских бизнесменов, сопровождали его, обеспечивали безопасность семьи. Несмотря на наши аргументы, мы так и не смогли убедить его в необходимости брать с собой охрану при деловых поездках в другие города. В одной из таких поездок на него совершили покушение, во время которого он погиб. Нашей вины в этом не было, но морально очень тяжело осознавать, что, прояви мы больше настойчивости, возможно, он остался бы жив.
Другой пример – в течение длительного времени нам пришлось охранять руководителя одной из национальных диаспор нашего региона, в адрес которого периодически поступали угрозы. Для обеспечения его безопасности работала команда наших сотрудников, прошедших специальную подготовку по специальности «Личная охрана», использовались технические средства, проводились режимные мероприятия. Но через какое-то время заказчик решил, что всё это очень дорого, и захотел сэкономить, прекратив договор и в частном порядке наняв себе одного охранника. Итог этой экономии более чем трагичен – покушение на заказчика, приведшее к его ранению и гибели охранника.
— Е.А., сколько охранных предприятий на сегодняшний день работают в нашей области и как это влияет на конкуренцию?
— На сегодняшний день в Ульяновске зарегистрировано около сотни частных охранных предприятий. Условно их можно разделить на три группы.
Первая — это «независимые» охранные предприятия, к которым можно отнести «Щит».
Вторая — это так называемые «карманные» охранные предприятия (хотя данное определение является не совсем корректным), созданные крупными холдингами, группами компаний и работающие в основном в интересах своих учредителей. При этом следует отметить, что если сильной стороной этих ЧОПов являлось стабильное финансирование, то слабой – большая зависимость от финансового состояния «материнской компании». Есть немало примеров, в том числе и по нашему региону, когда проблемы бизнеса учредителей практически разрушали сильные и стабильные охранные предприятия.
Третья группа — предприятия-однодневки, созданные под конкретный контракт или преследующие своей целью заключение максимального количества контрактов на охрану в ущерб качеству. Эти предприятия отличают привлечение к охране неподготовленных сотрудников, выплата им «серой» зарплаты, отсутствие возможностей для погашения ущерба и прочее.
И если поднимать вопрос о конкуренции, то следует отметить, что конкуренция с добросовестными и серьёзными соперниками – это двигатель развития охранного бизнеса. Но когда в конкуренцию влезают недобросовестные и непрофессиональные игроки, то это наносит серьёзный ущерб всему охранному сообществу. И очень жаль, что контролирующие этот бизнес государственные структуры относятся к подобным фактам с полнейшим безразличием.
— Е.А., закономерный вопрос – какими достижениями может гордиться «Щит» за прошедшие три десятилетия?
— Первое, чем мы можем гордиться, – это наша репутация, сложившаяся за эти три с половиной десятилетия и известная далеко за пределами региона. Основные составляющие нашей репутации – это профессионализм, а также клиентоориентированность, при которой для нас одинаково важен любой клиент – и оборонно-промышленный концерн, поручивший нам охрану важного объекта, и простая пенсионерка, обратившаяся к нам со своей проблемой.
Второе наше достижение – это наш коллектив. Охрана – это «командный вид спорта», и мы смогли за эти годы создать сильную и профессиональную команду. Достаточно сказать, что ряд наших сотрудников работает у нас более двадцати (!) лет. Много ли наших конкурентов могут похвастаться такими показателями?
За прошедшее время наше предприятие из небольшого охранного бюро превратилось в организацию, имеющую на балансе служебное оружие, автотранспорт, технические средства охраны и связи, оснащённую дежурную часть и пульт централизованной охраны. Большое внимание уделяется подбору кадров, их профессиональной подготовке, мотивации служебной деятельности.
— О.Г., а были случаи, когда Вам приходилось возмещать ущерб?
— К сожалению, очень редко, но были. Первый случай произошёл в начале девяностых годов, когда мы заключили договор на вооружённое сопровождение крупной партии автомобилей «УАЗ» в Якутию. За день до отправления колонны одна из машин была угнана. Мы, конечно, могли начать судебные разборки по выяснению причин и определению виновных и затянуть этот процесс на длительный срок. Но вместо этого мы на следующий день предложили заказчику в счёт возмещения ущерба свой новый автомобиль, накануне полученный от автозавода за услуги охраны. Заказчик был просто потрясён нашей позицией. Через месяц все крупные покупатели Якутии узнали о том, что мы не только оказываем услуги охраны, но и в полном объёме несём ответственность, что положительно сказалось на количестве новых договоров.
— Е.А., коль мы упомянули о достижениях, то нельзя не спросить о проблемах.
— Здесь мы не оригинальны, наши проблемы – это проблемы негосударственной охранной отрасли. Одна из основных проблем – это абсолютно неправильный подход к вопросам обеспечения безопасности государственных и муниципальных объектов, характеризующийся принципом «побеждает тот, кто предложит самую низкую цену». Использование такого критерия в сфере безопасности недопустимо!
— Е.А., но, насколько я понимаю, это требования действующего законодательства, которое обязывает государственных и муниципальных заказчиков определять победителя путём проведения конкурсных процедур.
— Вы абсолютно правы, но почему-то из всех видов конкурсных процедур обычно выбирают аукцион, в котором абсолютно не учитываются профессионализм, надёжность, ответственность. Учитывается только самая низкая цена, причём зачастую её предлагают иногородние предприятия, не имеющие достаточного количества подготовленных сотрудников в нашем регионе. Зато потом, когда случается очередное ЧП, особенно на объектах системы образования, начинается разбор полётов и поиск виновных.
— Е.А., что Вы можете порекомендовать потенциальным клиентам при выборе охранного предприятия?
— Первое, на что следует обратить внимание, – это длительность работы предприятия на этом рынке. Второе – наличие лицензии, в том числе по видам деятельности. Третье – финансовое положение, количество сотрудников (вся эта информация свободно размещена на различных ресурсах в интернете). Следует обратить внимание на наличие круглосуточного дежурного телефона, дежурной части. Ну и, разумеется, лучшая рекомендация – это отзывы клиентов.
— Е.А., отвлекаясь от охраны, расскажите несколько слов о себе. Семья, хобби.
— Любимая жена Юлия, двое дочерей. Старшая Ксения окончила школу с золотой медалью, учится в Саранском МГУ, младшая Дарья — тоже отличница, пока в школе в пятом классе. Люблю заниматься спортом и смотреть советские старые фильмы. Хобби – огород. Мы живём в частном доме, и, поверьте, хобби там хоть отбавляй.
Записал Арсений КОРОЛЕВ.