В Ульяновской области не хватает священнослужителей
В Ульяновской области не хватает священнослужителей, а некоторые батюшки почему-то работают абы как, есть проблемы с исповедью. Об этом говорилось на собрании духовенства Симбирской епархии.
Вакансии батюшек
Оказывается, у симбирского духовенства полно своих проблем. Об этом сообщил митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин на епархиальном собрании, которое прошло в конце декабря.
В Симбирской епархии 137 священнослужителей, из них 124 священника и 13 диаконов. У нас 19 монахов, насельниц женских монастырей — 65. Но священнослужителей всё равно не хватает. Как говорится, вакансий полно. Судите сами: в епархии 124 храма, из них 57 не имеют настоятелей. В итоге пробуксовывает полноценная церковная жизнь. Чтобы решить проблему, в прошлом году был учреждён Центр подготовки церковных специалистов Симбирской епархии. Срок обучения — три года. Его выпускники могут быть рукоположены в священный сан (в отличие от выпускников светских вузов по специальности «Теология»), а также смогут поступить потом сразу на третий курс семинарии. На пастырском отделении сейчас обучается 13 человек. Это в основном взрослые, семейные верующие люди.
Митрополит Лонгин призвал настоятелей храмов заботиться о пополнении числа учащихся центра.
— Каждый священник должен уделять внимание людям, которые ходят к нему в храм, и всматриваться в тех, кто хочет и может учиться в духовной школе, — сказал он. — Особенно если это молодые люди, которые в перспективе могут принять сан.
Кстати, планируется открыть в Ульяновске небольшую семинарию. Епархия ведёт работу по возвращению церкви здания бывшего духовного училища, где может размещаться семинария.
Учить прихожан
В области появляются новые храмы, но иногда дело доходит до курьёзов. Например, один предприниматель решил воздвигнуть храм в селе Смышляевка Кузоватовского района. Дело не плохое. Но вот «добро» на это в епархии он не спрашивал. Стройка зашла в тупик, и бизнесмен обратился за советом к священнослужителям. А те знать не знали, что идёт строительство, — непорядок, одним словом, но потом помогли со стройкой.
Кстати, главное для храма — это богослужение, оно должно проходить регулярно. При этом необходимо ориентироваться на предложенное епархиальным управлением расписание. Но обязательно должны выделяться праздничные дни, когда богослужение совершается неукоснительно.
— К сожалению, многие батюшки относятся к богослужению как к некой досадной нагрузке, поэтому им хочется отслужить как можно быстрее, – сетовал Лонгин.
По его мнению, на богослужениях прихожане должны быть не просто «зрителями» и «слушателями», но и участниками службы. Если учить этому людей, то они очень скоро начинают понимать богослужение и оно становится для них пищей для души. И на этой основе можно выстраивать уже и остальную приходскую жизнь – воскресную школу, социальную, молодёжную работу.
Духовная безграмотность
Много значат личный пример священника, его образ жизни, поведение, обращение с людьми, самое главное — его искренность. Люди должны видеть, что священник — это служитель Христов.
Лонгин отметил, что уже практически ушли поколения, впитавшие в себя традиции церковности с детства. Всё больше становится тех, кто заходит в церковь лишь поставить свечу и заказать требу. Может быть, кого-то из батюшек это и устраивает, но и такой «паствы» со временем не останется. Люди, приходящие сегодня в храм, зачастую не знают элементарных вещей. Духовная безграмотность, с одной стороны, и набор самых нелепых суеверий — с другой. Опыт показывает, что иногда и люди, годами посещающие храм, остаются на том же уровне познания церковной и духовной жизни.
О чём это свидетельствует? Скорее всего, о том, что они не встретили на своём пути пастыря, который выразил бы желание их чему-то научить.
Сам себе владыка
— Во многих приходах ситуация с совершением богослужения остаётся неудовлетворительной, — прокомментировал Лонгин. — В нашей епархии устоялось и такое «правило», что каждый священник — сам для себя источник всех прав и полномочий и делает только то, что он хочет и как хочет. В частности это касается времени совершения богослужения. Один наш батюшка служил у себя в храме в райцентре по воскресеньям литургию в пять часов утра. Почему, зачем?
В другом райцентре всенощное бдение под праздник совершалось в час дня. Когда туда пришёл крестный ход накануне одного праздника, люди рассчитывали прийти к вечерней службе и поучаствовать в богослужении. Однако им сказали, что служба давно закончилась…
Владыка подчеркнул, что вечернее богослужение в русской церкви обычно начинается в пять часов вечера.
— Да, в селе, в определённых условиях, его можно начать в четыре вечера. Я даже соглашусь, что при определённых условиях его можно начать в три часа. Утреннее богослужение лучше всего начинать в восемь часов утра. В городе в воскресный день мы начинаем в семь утра раннюю Божественную литургию, в 9 часов утра — позднюю Божественную литургию, — заявил он.
Исповедь
Некоторые батюшки неправильно проводят исповедь, а в каких-то храмах её не совершается вообще.
— Однажды прямо на моих глазах перед Причастием священник вышел на солею (возвышение) и стал возлагать епитрахиль на голову людям, одному за другим. Крестит её и отпускает — и так человек пять-семь, может быть, и больше. Пока я читал молитву ко Святому Причащению «Верую, Господи, и исповедую…», он всех их пропустил. Я спрашиваю: «А что это вы делаете?» Он говорит: «Исповедую»… — вспоминал Лонгин. — На самом деле это не просто профанация совершения таинства, а самое настоящее беззаконие, за которое священник подлежит запрещению. И тем более является беззаконием так называемая «общая исповедь». Церковь не знала и не знает такой формы исповеди. А когда сегодня в храме стоит десять, двадцать человек, при этом совершается «общая исповедь» — это нарушение священником его присяги.
Другая крайность — непомерно высокие требования к подготовке ко причащению — может приводить к тому, что человек причащается один-два раза в год. Этого тоже следует избегать.
Арсений КОРОЛЕВ.