Ульяновский актер сыграл Ромео на московской сцене
В этом году Артемий Мантай, 17-летний актёр родом из Ульяновска, исполнил главную роль в спектакле «Юная любовь в пяти театральных измерениях» по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» на сцене московского театра «Модерн». Премьера с его участием состоялась 11 сентября. Артемий согласился рассказать как о самом выступлении и подготовке к нему, так и о себе, своей жизни и учебе в театральном училище.
— Как вы поняли, что хотите связать свою жизнь с театром?
— Наверно, это было дано мне ещё с рождения: бог дал, а я принял. Мама рассказывала о том, что самыми первыми моими словами были «я актер».
— Впервые вы вышли на сцену в 8 лет. Каким вам запомнилось самое первое выступление?
— Это было новогоднее шоу, я исполнял роль Новогодника. Для меня это было полным погружением в новогоднюю сказку.
— Куда вы поступали учиться?
— Сначала я собирался поступать на курс к Олегу Павловичу Табакову. Туда я прошел, но, к большому сожалению, после его смерти учиться там так и не довелось. После этого я поехал в Казань, где поступил в театральное училище. Там я учусь и сейчас.
— Что во время учебы оказалось для вас самым трудным?
— Учеба в театральном училище — очень тяжелый процесс. Мы заняты буквально 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, некогда даже болеть. Это трудно, но когда ты вливаешься в процесс, то все получается.
— Вы уже выступали где-то раньше?
— Да, в 2017 году я выступал в «Небольшом театре» в постановке «Голос мой крылатый», посвященной Марине Цветаевой.
— 11 сентября вы впервые выступили на сцене театра в Москве. Какие этапы вы прошли, чтобы ступить на столичные подмостки?
— Всё случилось очень быстро. Актеры в театре делают многое, в том числе и поют. В этом году из-за пандемии мы ушли на дистанционное обучение, и во время летней сессии на экзамен по вокалу каждый из нас должен был снять свой клип. Я исполнял песню «В городском саду». Моя мама без моего ведома отправила мой клип на Всероссийский конкурс талантов «Твоё будущее». Меня наградили дипломом лауреата второй степени и пригласили на круглый стол, в режиме онлайн. Там меня сразу заметил Илья Викторов — один из членов жюри, певец, педагог по вокалу и актерскому мастерству ГИТИС. Он сказал, что помнит меня и будет рад видеть на своем курсе. Мы начали общаться, и в какой-то момент он приехал в Ульяновск, чтобы послушать меня вживую. Несколько дней мы провели занимаясь вокалом. В итоге я поехал в Москву, чтобы заниматься вокалом на его курсах. Со ним и другими ребятами с курса мы буквально погрузились в актерскую жизнь, ходили вместе на разные мероприятия и интересные события. Этим же летом у Викторова был сольный концерт, где присутствовала много гостей, в том числе и режиссёр спектакля Московского драматического театра «Модерн» – Светлана Горшкова. Она подошла ко мне и предложила попробоваться на роль Ромео в своей постановке. Я сразу прошёл пробы и меня утвердили на роль Ромео.
— Что вы почувствовали, когда получили предложение выступить в Москве?
— Честно говоря, не успел ничего почувствовать – все произошло настолько быстро, что на следующий день начались репетиции спектакля. Конечно на репетициях была огромная ответственность и волнение. Труппа была уже сформированной, но другие актеры приняли меня и помогали: у нас сложились очень хорошие отношения. Лидия Калантарова, исполняющая роль Джульетты, отметила, что у неё сразу сложилось хорошее впечатление, которое улучшилось сильнее после первой же репетиции.
— Были ли во время репетиций какие-то запоминающиеся моменты?
— Самым запоминающимся для меня оказался тот момент, когда я впервые взял в руки шпагу. До этого я был незнаком с фехтованием, освоить его мне помогал Виктор Мазуренко — профессиональный фехтовальщик, он оставил все фехтовальные сцены спектакля.
— Может быть, во время подготовки были какие-либо сложные моменты?
— Спектакль был основан на пяти разных театральных школах: Диониса, Кабуки, дель-арте, Бертольда Брехта, а так же отечественной школе Станиславского. Главная сложность в репетициях была в их понимании. Горшкова детально рассказывала нам о каждом из них, мы смотрели обучающие ролики и изучали их.
— Сколько времени уходило у вас на репетиции?
— С 15 по 30 августа мы репетировали по семь часов почти каждый день. На неделю я был вынужден уехать в Казань, чтобы отметиться в театральном училище, где я учусь, после чего вернулся к репетициям. С шестого сентября мы репетировали по 8-9 часов в день.
— Что было для вас самым трудным в самом выступлении?
— Труднее всего было не только изучение фехтования, но и переход из одного вида театра в другой на сцене. Перестраиваться из одного в другой приходилось буквально мгновенно.
— Какие в целом остались у вас впечатления после выступления в Москве?
— Только положительные. Я очень скучаю по Москве, этот город очень хорошо меня принял.
— Какая роль из всех исполненных на данный момент нравится вам больше всего?
— Ромео — я понял этого персонажа досконально, на все сто процентов. Даже сейчас я продолжаю жить в этой роли и иногда ловлю себя на том, что думаю как он.
— Есть ли такая роль, которую вы можете назвать ролью мечты?
— Как говорят — все мечтают сыграть Ромео. Я очень благодарен судьбе, что я могу играть эту роль. В настоящее время я полностью погружен в этого персонажа. Но в будущем, я буду стремиться к тому, чтобы попробовать себя и в других жанрах.
— Какие актеры служат для вас примерами?
— Я не могу сказать, что есть конкретные актеры, которых я могу назвать своим примером: в театральном училище нас учат учиться у каждого и искать интересных душой людей и «не создавать себе кумира». Я учусь у каждого актера, как живущего сейчас, так и из прошлого. Чему-то можно научиться даже у случайного прохожего: задел человека на улице — а он по-своему отреагировал.
— Что вдохновляет вас больше всего?
— Сцена, сцена и ещё раз сцена. Даже не сам спектакль, а процесс его создания.
— Насколько важна для вас поддержка близких людей?
— Очень важна. Я очень благодарен своей маме: без тех времени и сил, которые она тратит на меня, всех моих заслуг бы не было. Некоторые родители не одобряют, если их ребенок хочет связать свою жизнь с творчеством, но моя мама меня приняла.
— Как обычно вы проводите своё свободное время?
— Сейчас свободного времени у меня нет. В основном почти всё время я нахожусь в творческом процессе, тело постоянно готово к работе. Иногда, конечно, хочется отключить телефон и уехать куда-нибудь, но я понимаю, что не могу это сделать.
— Если бы вы могли, вы бы изменили что-то в своей жизни?
— Нет, я бы не стал ничего менять.
— Если бы вам довелось разговаривать с человеком, который мечтает стать актёром, что бы вы ему посоветовали?
— Набраться терпения и работоспособности. Театр — единое целое: в нём надо чувствовать друг друга и уметь понимать с полуслова. Надо приготовиться к тому, что постоянно придется достигать новых вершин.
Снежана Лукъянчикова.