В «ГАРАЖЕ СССР» собрали раритетные мотоциклы
Недавно в Ульяновске открылся обновлённый музей «ГАРАЖ СССР: Ретро МотоТехника». Корреспонденты «Молодёжной газеты» побывали там и узнали много интересного.
Выставочный павильон под названием «Ретро МотоТехника» открылся в здании энергохозяйства на территории Дома-музея В.И. Ленина в августе 2017 года. Но коллекцию начали собирать раньше, шесть лет назад.
Постепенно мототехники становилось всё больше, и в 2019 году стало ясно, что существующая площадка не может вместить все экспонаты, да и посетителям негде было развернуться. Поэтому на большей площади сделали ремонт и разместили там музей с завидным комфортом.
Все «на ходу»
На входе нас встречает Альберт Ляхов, специалист отдела выставочных и инновационных проектов. С момента открытия музея, которое состоялось пятого января, он провёл уже немало экскурсий.
— Здесь присутствуют модели мототехники из Чехословакии и ГДР, а также советского производства 1940-1990 годов. Уникальные модели предоставлены Ленинским мемориалом и ульяновцами из своих частных коллекций, — говорит наш собеседник.
Для антуража сотрудники музея и обычные посетители пожертвовали предметы быта советских времён: радиоприёмники, телевизоры, печатную машинку, магнитофоны и так далее.
Первый мотоцикл, с которым мы знакомимся: 1946 года выпуска советский «М-72», копия немецкого «BMW R 71». Такая модель выпускалась с 1941 по 1960 годы. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. «М-72» производился как с коляской, так и в одиночном исполнении. Его появление позволило оформить в Красной армии высокомобильные мотоциклетные части. Рядом с экспонатом — младший сержант бронетанковых войск, правда, это манекен в форме, но очень убедительный.
Модель «М-72» стала прототипом мотоцикла «Урал». Изменился лишь индекс — М-62, -63 и далее.
— В отличие от многих обанкротившихся российских мотоциклетных заводов Ирбитский (Свердловская область) до сих пор производит мотоциклы. Правда, 95 процентов для экспорта, в основном в Северную Америку. Там пользуется большой популярностью наша мототехника. Даже у известного голливудского актёра Брэда Пита есть в коллекции такой «железный конь». Только 5 процентов идёт на внутренний рынок. Это объясняется в первую очередь высокой ценой – 700-800 тысяч рублей. Не каждый может позволить себе такую покупку, — считает Альберт Ляхов.
Также здесь есть рижские мопеды, украинский мопед «Карпаты», белорусский двухместный мотоцикл «Минск», мотоциклы «Восход» и «Ковровец» Ковровского завода имени В.А. Дегтярёва (Владимирская область), ижевские «Ижи». Любопытно, что последний «Иж Юпитер-5» был выпущен в 2008 году. В музее мы увидели немецкий мотоцикл «Simson-467» 1958 года выпуска. Вызывает интерес и венгерская модель «Pannonia T5».
— Дорожный мотоцикл «Ява-638» 1988 года выпуска, произведённый в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) одноимённым концерном. СССР был основным импортёром «Явы». Всего в Советский Союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей, — продолжает Альберт.
А вот мотоцикл «MZ-250 ES» с боковым прицепом (коляской) производства ГДР 1970 года выпуска. Он считается одним из самых ценных экспонатов музея.
— Само производство началось после войны в 1945 году компанией «Motorradwerk Zschopau», во время войны она производила мотоциклы и автомобили с двухтактным двигателем на территории небольшого городка бывшей ГДР. Этот мотоцикл также имеет регулировку жёсткости переднего и заднего сидения. Кроме того, у него приятный внешний вид. Наши посетители, даже далёкие от темы мототехники, выделяют его среди других экспонатов, — рассказывает Ляхов.
Все модели в исправном состоянии и на ходу, кроме одного чоппера (“chopper» от английского «chop» — рубить). Это вид мотоцикла с удлинённой рамой и передней вилкой. Его собрали местные байкеры на базе ИЖ-49 в качестве «трогательного» экспоната. На него можно сесть и сфотографироваться. Остальные мотоциклы можно рассматривать только на расстоянии.
Забытая легенда
В музее есть фотографии Льва Ерохина – ульяновской легенды мотоциклетного спорта 50-70 годов прошлого столетия.
Он был чемпионом Советского Союза по ипподромным гонкам, членом сборной команды СССР по ледовому спидвею (мотогонкам на льду). Несмотря на сумасшедшую популярность, Лев Ерохин не страдал звёздной болезнью. По воспоминаниям современников, он был простым, открытым и сердечным человеком.
Мечтают о «горячевской» «Чайке»
В музее около 30 мотоциклов, но коллекция будет пополняться мототехникой и дальше.
— Думаем приобрести «Иж Планета Спорт». Этот мотоцикл в советское время считался самым быстрым. С хорошим движком он составлял конкуренцию «Явам» и «Чизетам». В 1973-1977 годах он оснащался японскими и голландскими карбюраторами, светотехникой, поворотниками и так далее, — объясняет Альберт.
Возможно, в музее появится горячевская «Чайка» (на ней ездил бывший руководитель Ульяновской области). Автомобиль заменит «Волгу», которая сейчас стоит на экспозиции «Смотровая яма». Также сотрудники музея мечтают об автомобиле, который перевозил людей с ограниченными возможностями здоровья.
— Это нужно, чтобы показать и такую сторону жизни в советское время, — комментирует Ляхов.
Отметим, что в музее есть ещё одно помещение, где будут проводиться интерактивные занятия с посетителями, там же расположится небольшой кафетерий, куда переместят и чоппер, за рулём которого гости музея смогут сделать яркие фотографии.
В общем, обновлённый музей журналистам «МГ» понравился, есть желание вернуться туда вновь.
Вера МЕРКУЛОВА.