“Крыша ехала на Новый год”. Ульяновский фокусник Михаил Бородатый о работе в новогодние праздники, неподготовленном реквизите и богатых зрителях
Новый год – самое волшебное время года. Верить в магию ульяновцам помогает ульяновский фокусник Михаил Бородатый. Мы пообщались с иллюзионистом и узнали, каково работать в праздники, кого легче всего удивить и думает ли он о создании собственной школы.
– Тебе часто приходится работать в праздники. В какие дни ты работал в эти новогодние праздники?
– В принципе в праздники работаю всегда! Даже в какой-нибудь День всех влюбленных. В этот сезон я работал с 20 декабря по 4 января каждый день. Побывал во многих ресторанах Ульяновска. Сейчас взял пару выходных. Перед Новым годом вообще нормально не ел и не спал: утром на работу, потом обратно – покормить голубей, кроликов и спать. Я даже поправился, потому что постоянно ел фастфуд.
– Насколько это обременительно – тратить законные выходные на работу?
– Есть свои плюсы, есть минусы. Из минусов: недавно столкнулся с тем, что не могу собраться с друзьями. Все нормальные люди работают в будни, отдыхают в выходные, а я наоборот. Из-за этого приходится собираться либо с теми, кто не работает и не учится, либо с ребятами из развлекательной индустрии, либо уговаривать остальных. А вообще, для меня каждый день – праздник. Я рад, что живу, поэтому это просто дата в календаре. Нужно ценить каждый день своей жизни.
– Отличается ли праздничная программа от других? Сколько она длится?
– У меня есть программа для детей, есть взрослая, свадебная и микромагия, когда я хожу, пристаю к столикам, например – на свадьбе до начала церемонии. Беру мелкие фокусы типа карт, телефонов, колец, браслетов, сигарет. В среднем программа длится 30 минут. Детская программа – это животные, веревочки, платочки; взрослая – это когда я, например, прошу выбрать фильм, а потом вдруг угадываю, у диджея оказывается музыка из этого фильма, а в моем кармане – предмет из этого фильма. И все: “Кошмар! Как ты это сделал?”. А я отвечаю, что читаю мысли.
– Есть ли у тебя коронный номер? Почему он всем нравится?
– У меня нет коронного номера, но есть ряд фокусов, которые я люблю показывать. На Новый год я приготовил новую программу. Когда я сам впервые увидел эти фокусы, то удивился. Но они оказались нудными и сложными для понимания подвыпившими людьми. Поэтому пришлось показывать прошлогоднюю программу.Самые крутые фокусы – это те, которые понятно зрителю, которые вызывают у него больше всего эмоций. Можно показать какую-нибудь крутую карточную иллюзию, когда зритель сам мешает карты, сам назначает карту, сам отсчитывает и достают ту самую карту и на том самом месте и говорит: “Ну, это совпадение!”. А можно показать зрителю кольцо, сказать, что оно волшебное, надеть ему на палец, а потом вдруг оно окажется на моем (а это обычное кольцо, в нем нет секрета), и он будет поражен до глубины души. Кому-то нравятся одни фокусы, кому-то – другие. Мне нравится показывать те, что взрывают толпу. Это постоянно борьба: что показать сегодня? Людям за 50 не нравятся пошлые шутки, а вот на юбилее 20-летней девочки я начал подтрунировать ее гостей. Все говорят: “Смешной какой, наглый!”
– Ты работаешь сам на себя или сотрудничаешь с какими-нибудь агентствами?
– Сотрудничаю с большинством агентств. Я открыт для предложений, рад новым знакомствам. По большей части работаю сам на себя, срабатывает сарафанное радио. Есть люди, которые видели меня несколько раз – сначала у родственников, потом на собственной свадьбе, потом совершенно случайно на другом мероприятии.
– С какой аудиторией тебе работать комфортнее – с детьми или со взрослыми?
– Мне неважно. Бывают взрослые, которые классно реагируют, они открытые, не стесняются проявлять эмоции. В основном это богатые люди. Они не боятся показать, что чего-то не поняли. Люди победнее говорят: “И что, он сейчас заберет у нас пять тысяч вот за это?” Они утверждают, что раскрыли мои фокусы, хотя объяснить их не могут. Боятся быть обманутыми. Однако бывает, что нетрезвые люди начинают приставать, мешать. В таких случаях я зову охрану. Обычно это хипленькие мужички в очках, которые приехали пить на последние деньги и думают, что все могут. Люди разные, дети тоже бывают разные. У них – наоборот. В детских домах дети реагируют ярче. А богатых трудно расшевелить, кого-то не удивляют фокусы. Я начинаю с ними просто болтать, классно проводить время и под конец показываю фокусы. В итоге все довольны.
– Бывало ли, что фокус не получался? Как реагировала публика и что ты делал в таких случаях?
– За год такое случается 3-4 раза. Перед Новым годом у меня было такое два раза. Сказывается усталость, заезженность. Я заметил, что стал заговариваться: шаблонные фразы, движения, ход мыслей. Я просто выхожу на сцену и говорю “Добрый вечер Блблбл!” Извиняюсь, объясняю, что это уже четвертый корпоратив на сегодня. Крыша ехала на Новый год.
Зритель не знает, как должен выглядеть фокус. Если шоу было интересным, а зритель не заметил, что фокусник ошибся, это только плюс фокуснику. У меня были моменты, когда я забыл подготовить реквизит. Грубо говоря, он не перезаряжен. Как, например, ружье, где целый механизм. Если ты не знаешь, есть ли в ружье патрон, то не знаешь и как оно стрельнет. Я на сцене понял, что мое “ружье” не заряжено. Тогда пришлось обратиться к зрителю, сказать, что теперь он фокусник и будет всех удивлять. Все говорят: “Что? Так можно? Быть фокусником, когда ты обычный человек”? Да, это возможно! Я прошу выбрать любой стол в этом ресторане, подойти и взять с него салфетку. Пока он идет за ней, я “перезаряжаю ружье”, но понимаю, что все равно не успеваю. А мне эта салфетка даром не нужна, я просто ему задание придумываю. Далее – кладу салфетку на сундук, говорю следить за ней. И во время этой “движухи” подготавливаю реквизит. Далее продолжаю работать по программе, отрабатываю и ухожу. Зрители даже не вспомнили про салфетку и только ведущий, который уже видел программу, потом спросил, что это было. Бывает, что-то падает из рук или карта выпадает из колоды.
– Устраиваешь ли ты какие-нибудь мастер-классы? Может, задумывался о создании собственной школы? Расскажи о планах на будущее.
– Есть несколько мыслей по этому поводу. Первая причина, почему я не думаю о школе – я не считаю себя крутым специалистом. Я себе взял ученика, которого учу, тренирую немножко. Он уже выступал в этом году и даже заработал денег. Это все интересно, прикольно, но я не уверен, действительно ли мне есть что передать. Пока я обучал его, я понял, что мне есть что сказать, но научить быть круче, чем я, я не могу. Есть куда расти и есть на кого ровняться мне самому. Это долгий путь – лет 10 точно. А недофокусников тренировать не хочется, чтобы мнение о профессии в целом было положительным. Меня постоянно спрашивают, веду ли я курсы. По факту я встречался только с одним ребенком, проверил его моторику. Мама сняла на видео с объяснениями, пыталась дать денег, но я отказался, делал это из интереса. Сейчас мы не можем снова встретиться, время не совпадает.
В других городах мои знакомые ведут такие курсы. Но денег это не принесет. А делиться… мне пока нечем, так как профессионалом я себя не считаю, несмотря на то, что меня хвалят коллеги и конкуренты. Я стараюсь себя ругать и хвалить, но в меру, чтобы было куда расти.
– Сравни себя в начале профессионального пути и сейчас. Как считаешь, насколько ты вырос?
– Я помню свое первое выступление, у меня даже видео есть. Я бы за такое деньги не дал! Потом я посмотрел выступление, когда моей карьере было полгода, и подумал, ужас, как сильно я изменился. И сейчас я смотрю на своего ученика и думаю, что это отвратительно. Наверное, и через год я скажу то же самое про себя нынешнего. Но рост есть, и это радует. Со временем мне стало плевать, насколько большой зал, насколько много людей и насколько они важные. Я помню, раньше я приезжал в особняк и должен был развлекать дяденек в татуировках. У меня руки тряслись. Но я заметил, что чем наглее я себя с ними веду, тем больше я им нравлюсь. Такое их цепляется. Не всегда это получается, не всегда это к месту. Но вот 1 января я выступал в каком-то очень дорогом доме перед очень влиятельными людьми и, так как я весь декабрь мучился от переизбытка выступлений, у них я отдохнул. С ними надо общаться как с друзьями, они потом даже просят сфотографироваться. Главное – уверенность в себе, которая приходит с опытом. Сколько книжек об уверенности не прочитай, ты ничего не поймешь. Я хожу на работу для удовольствия, говорю :”Ребята, сегодня я постараюсь вас удивить. Я буду счастлив, если увижу ваши улыбки”. А они думают: “Вау, он пришел не за деньгами, а время с нами провести. Давайте его поддержим!” На таком позитиве строятся выступления. Это классно, мне нравится моя работа.