Ульяновский психолог о ситуации в 29 школе: “Насилуют детей чаще знакомые, чем чужие”
Ситуация, сложившаяся в 29-ой школе, вызвала большой резонанс и горячие обсуждения. «Как обезопасить ребенка?» – основной вопрос. Об этом корреспондент портала побеседовал с клиническим, социальным психологом, психологом-сексологом Светланой Владимировной Губкиной.
-В произошедшем в 29 школе фигурирует школьный охранник – фигура довольно авторитетная, особенно для младших школьников, к тому же первоначально этот человек их охраняет и, по крайней мере формально, создает ощущение безопасности. У детей в таком случае может снижаться порог ощущения опасности. Почему ребенок, несмотря на запреты родителей, воспитание и контроль, все-таки забывает все наставления и нарушает эти правила, созданные для его безопасности? Исходя из опыта работы и участия в экспертизах по рассматриваемым темам, могу отметить следующие моменты. Выводы из данных последних исследований говорят о том, что ребенок, во-первых, может просто не понимать значимость происходящего и совсем не понимать, кто такой “опасный дядя”. Как обычно ребенку преподносится информация о том, с кем нельзя куда-то ходить и в принципе контактировать?
-“Не ходи с незнакомыми дядями и тетями, которые будут тебя с собой звать и предлагать шоколадки/конфеты, поиграть”.
-Да, четкие инструкции или описание подозрительного человека со специфическим внешним видом (но по большому счету таких “подозрительных” личностей Вы мало встретите в реальной жизни). Только и здесь также есть довольно печальная статистика: большинство случаев насилия над детьми являются либо инцестами, либо их совершает близкий знакомый семьи: лучший друг родителей, сосед/соседка, даже школьные учителя. То есть малознакомые люди – не главная проблема в данном вопросе. Кроме того, сюда же можно отнести противоречие между существующими наставлениями родителей: с одной стороны, мама и папа говорят о том, что нельзя никуда ходить с малознакомыми людьми, с другой – надо слушаться старших, нельзя им перечить, если взрослый сказал, надо это сделать и т.д. (такие наборы бывают разнообразными, здесь самые яркие и типичные примеры). В этом случае ребенок просто не знает, какому из наставлений следовать.
-Почему многие дети молчат о том, что подверглись насилию или домогательствам?
-Распространенные причины:
-не поверят;
-это стыдно;
-меня засмеют, я не смогу ходить в школу;
-меня бросят мои друзья;
-я сама/сам виноват в том, что произошло;
-страшно, вдруг он найдет меня и что-нибудь со мной сделает;
-страшно, что родители бросят после этого;
-подкуп ребенка в силу его психической незрелости и так далее.
К сожалению, случаи из категории описанного выше встречаются в нашей жизни все чаще. И при этом исследования показывают, что только 1 из 5 детей признается в произошедшем.
-Как родителям понять, что ребенок подвергается насилию со стороны взрослых?
-В каждом случае все индивидуально, есть некоторые общие признаки, говорящие о том, что с определенной вероятностью ребенок подвергся сексуальному использованию. При этом важно понимать, что эти признаки не являются исключительным следствием сексуального насилия, это скорее “тревожные сигналы” – проявления, которые в любом случае говорят о том, что с ребенком что-то происходит:
– ребенок стал избегать общения с каким-то определенным человеком, может убегать, когда его видит, меняется внешне, когда идет речь об этом человеке;
– поведение, не соответствующее возрасту: например, игры, не соответствующие возрасту;
-появление в словаре ребенка слов эротического спектра, которые не свойственны данному возрасту;
– так называемое регрессивное поведение – когда ребенок начинает себя вести так, как будто ему меньше лет, чем есть на самом деле, показывает поведение более младшего возраста;
– наличие кошмаров, плохой сон, нарушение сна и аппетита;
– импульсивность, вспышки гнева, сменяющиеся вялостью, безразличием, понижением тонуса;
– резкое изменение успеваемости в школе;
– резкие изменения в поведении без видимых причин;
– появление в поведении имитации поведения с сексуальным контекстом, например в игре с куклами, обезображивание кукол, игрушек;
– изменение восприятия своего тела: ребенок начинает считать себя грязным, испорченным, “каким-то не таким”, элементы самоповреждающего поведения;
– появление у ребенка вещей и подарков невыясненного происхождения;
– появление головных болей, болей в животе, дискомфорт в зоне половых органов, нарушение анатомической целостности половых органов, других частей тела.
Повторюсь, что данные признаки не говорят о стопроцентном акте насилия над ребенком, но в любом случае являются серьезными поведенческими симптомами и поводом для обращения внимания на ребенка и возможно посещения профильных специалистов – врачей, психотерапевтов, психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Главное, что важно помнить родителям, – никто, кроме них, лучше не сможет понять их ребенок, – говорит Светлана Владимировна. – В первую очередь сам ребенок будет доверять родителям и ждать от них защиты. Поэтому иногда достаточно обратить более пристальное внимание на поведение ребенка, при необходимости поговорить с ним, показать свою готовность его защитить и поддержать, чтобы он мог открыто сказать, что с ним произошло.