Маленькие истории большого форума
В течение двух дней шеф-редактор спортивной редакции РИА Новости Денис Косинов разбирался, в чем практическая польза форума “Россия – спортивная держава” в Ульяновске. Как выяснилось, польза в том, что публичное обсуждение внутренней кухни вынуждает раскрывать рецепты.
“Как здорово, что все мы здесь”
Депутат Государственной Думы Светлана Журова (надо же, все пять первых слов с большой буквы) выглядела самой радостной участницей форума. Ну, во-первых, Светлана вообще большущая оптимистка. Во-вторых, она всегда готова объяснить, чему радуется вот именно в данную секунду.
“Очень люблю пройти по выставке, посмотреть на наши достижения, есть на что посмотреть. Удивительно, что два моих главных интереса к форуму представлены сразу при входе. С одной стороны стенд ГТО, с другой – стенд курортов Северного Кавказа. Я была одним из авторов законопроекта по развитию курортов Северного Кавказа еще в 2010-2011 годах, слежу за реализацией проекта. К тому же я посол ГТО!” – доходчиво и весело описала свои эмоции Журова.
Многие охотно осматривали стенды. Стреляли из лазерной биатлонной винтовки на стенде Сахалина, листали книги в импровизированной библиотеке спортивной литературы. Но ведь это форум. Не поглазеть же сюда приехали сотни видных деятелей российского спорта.
Хотя и поглазеть, конечно, тоже. И не только деятели. Прослышав о том, что в Ульяновск должен прилететь Хабиб Нурмагомедов, к спорткомплексу “Волга-Спорт-Арена”, где проходит форум, пришли десятки его земляков. Все, как один, в огромных белоснежных папахах. Пять часов они мерзли, скандировали “Ха-биб, Ха-биб!” и вообще радовались жизни. Упорные оказались земляки.
Парадная часть форума тоже удалась. Перед участниками выступил Владимир Путин, потом президент поздравил Нурмагомедова с победой, а ответственный секретарь международной конвенции о борьбе с допингом ЮНЕСКО Марслен Далли сделал с Путиным селфи. Все посмеялись. Но ведь это форум. Не для смеха ведь все собрались в Ульяновске.
Так для чего же?
Ответ в обычной для него блестящей манере сформулировал президент Паралимпийского комитета России Владимир Лукин. В рамках форума прошла конференция “Антидопинговая политика в России и мире: ключевые проблемы и инновационные подходы к противодействию допингу”, и на этой конференции Владимир Петрович председательствовал. Произнес приветственное слово, выслушал несколько докладов, к слову, очень дельных.
Например, начальник медицинского отдела Федерации хоккея России (ФХР) Екатерина Морозова рассказала, что во всех сборных введено правило заполнения хоккеистами специальных листов. Что принимали по указанию врача, а что самостоятельно. Какие лекарства принимали на сборах, а какие во внесборовые периоды. По словам Морозовой, это дополнительно дисциплинирует игроков и предостерегает их от того, чтобы лечиться, чем попало. А еще защищает врачей сборных, которых уже не обвинишь в потворстве допингу. Вот список того, что прописано хоккеисту, вот подпись игрока. Всё, врач защищен.
А Гузель Идрисова, руководитель отдела антидопингового, медицинского и научно-медицинского обеспечения Паралимпийского комитета России, рассказала, что на сайте ПКР появилась горячая линия для информирования о допинговых нарушениях. Онлайн. Конфиденциально. Правда, наш менталитет таков, что “стучать” считается зазорно, но отчего бы не попробовать и такую меру?
И вот Лукин снова включил микрофон, чтобы мягко, по Станиславскому, на полутонах, подвести итог работы.
“Наше совещание было по-хорошему скучным. Никакой воды и пафоса, зато много чего по делу. Наша задача, как известно, сделать спорт лучше и чище. Так вот, мы находимся в городе, который имеет отношение не только к Ленину, но и к Обломову, ведь автор “Обломова” Гончаров родился в Симбирске. Мы два года занимались обломовщиной, надеялись, что само как-то урегулируется и дальше пойдет. Не пойдет. Антидопинговая культура, представителями которой мы являемся, должна развиваться. Иначе не только не пойдет дальше, но, наоборот, покатится обратно. Надо работать настойчиво и педантично”, – профессорским тоном закончил краткую речь Лукин.
Вдохновившись напутствием мудрого, я пошел искать настойчивых и педантичных. Нашел.
Менеджеры круглого стола
Между прочим, форум для журналиста полезен еще и тем, что можно не спрашивать разрешения включить диктофон. Не один и не два участника отказывались от личных интервью, ссылаясь на свой официальный статус и необходимость согласования с пресс-службой. Не все, но многие. А вот во время “конференций”, “секций”, “круглых столов” и прочих форм делового общения никаких проблем. Слушай да записывай. Так я и оказался в зале, где проходило мероприятие под вывеской “Круглый стол: Профессиональные лиги – эволюция развития и путь к успеху”.
Ума не приложу, как бы протекала прилюдная беседа руководителей РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ, ФХР, КХЛ, Минспорта и Единой лиги ВТБ без некоего управления. Но устроители круглого стола пригласили грамотного ведущего, и всё прошло как по маслу. Модератором выступил известный комментатор Денис Казанский, превосходно разбирающийся в футболе, хоккее, да и баскетболе, к тому же поднаторевший в многолюдных дискуссиях в эфире. С подопечными работал не то чтобы жестко, но и без особого пиетета.
Скажем, исполнительному директору ФНЛ Ивану Шабанову был задан вопрос, как быть с тем обстоятельством, что далеко не все клубы этой лиги рвутся в премьер-лигу? Не страдает ли от этого соревновательность? Ответ, по правде говоря, прозвучал невразумительно.
Похожая, даже большая проблема у ПФЛ, нашего третьего дивизиона. Представитель ФК “КАМАЗ” сетовал на то, что региональный бизнес не вкладывается в местные клубы, а губернаторы меняются, и с ними меняются спортивные пристрастия администрации. Президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенконемедленно отозвался на эти слова.
“Я бы возразил тем, кто говорит, что очень зависит от любви губернатора. Нельзя на это закладываться. У нас губернаторы чаще меняются, чем успеваешь что-нибудь построить. Только начинаешь двигаться – оп! Сменился губернатор. Не должно быть так, чтобы спорт зависел от любви губернатора”, – твердо заявил Кущенко.
Ну, он-то может такое провозглашать. Баскетбольный бизнес – отрадный пример того, что спорт, хотя бы где-то в стране, может не нахлебничать. За представителей ФНЛ и ПФЛ вступился директор департамента спорта высших достижений Минспорта РФ Алексей Морозов.
“Третий год существует и развивается система “базовых” видов спорта для регионов. Каждому региону ставится задача, что они должны достичь. Это и массовость, и результаты профессиональных спортсменов. А что касается частно-государственного партнерства, то в регионах постоянно говорят о том, чтобы бизнесменам, вкладывающимся в спорт, делались налоговые послабления. Скажу, что схемы налоговых поблажек для бизнеса в спорте – это примитивно. Нужны другие способы”, – убежденно заявил Морозов.
Какие именно нужны способы, он не пояснил, а уточнить не удалось. Всё по той же причине статуса и неизбежности согласования интервью с пресс-службой. Что ж, теперь я знаю, как это называется. “Такая схема – это примитивно”.
Сложные схемы
Собственно, а кто сказал, что будет легко? На то и форум, чтобы обмениваться сложными инструментами, раз уж простые – вроде любви губернаторов – ненадежны.
Распространенная точка зрения такова, что спорт в России не прибылен и даже не может быть таковым. По мне, это можно изменить. И нужно. Собравшиеся за круглым столом тоже так считают. И говорили о тех самых сложных способах довольно пространно. Сергей Кущенко, убежденный сторонник “продаваемого спорта”, рассказал о том, как их лига “продавала” Матч всех звезд в Сочи.
“Современность – это продвижение своего продукта на всех площадках. Для нас главное – увеличение продукта не за счет баскетбола, как ни странно. В прошлом году, например, мы устроили чемпионат по маркетингу. В зависимости от того, как клубам удавалось привлекать болельщиков и делать яркое шоу на своих матчах, мы распределяли финансовую помощь от лиги”, – сказал Кущенко.
“Матчи всех звезд в Сочи и Петербурге показали, насколько успешно можно привлекать небаскетбольного болельщика на баскетбол. Мы подобрали инструменты для привлечения людей на наш вид спорта. Прошерстили соцсети, чтобы понять, какая музыка им нравится, какие ведущие были бы для них приманкой, что они предпочитают есть и пить. И многое другое. Мы в Сочи опрашивали зрителей Матча звезд, и выяснилось, что большинство впервые побывало на баскетболе. Они купили билеты, поели, потратили денег, кто сколько сможет. В общем, наше направление – учиться продавать баскетбольный продукт”, – уверенно заключил продавец баскетбола в России.
Вице-президент КХЛ Алексей Краснов тоже говорил о финансовых планах лиги весьма подробно. Объяснил, зачем КХЛ решила провести четыре матча регулярного чемпионата в Европе. Как известно, осенью в Цюрихе и Вене “крест-накрест” сыграют рижское “Динамо” и братиславский “Слован” против СКА и ЦСКА соответственно.
“Наступило время, когда пора завоевывать и соседние рынки, а не только наши привычные рынки России и СНГ. Пора показывать товар лицом. Лига должна зарабатывать на всех рынках, до которых может дотянуться. Мы потому и не вывозим в Цюрих и Вену показательные матчи, что накал не тот, какой есть в боевых матчах. Мы хотим, чтобы бренд КХЛ получил признание в Европе. Есть несколько стран, которые нам интересны. Австрия, Швейцария, Германия, Франция. Начинаем с Цюриха и Вены, потому что они в центре Европы, нашим болельщикам лететь недалеко. Пока это витрина, но мы и не хотим спешить”, – подчеркнул один из руководителей КХЛ.
Модератор не преминул съехидничать в адрес КХЛ и ее бизнеса. Денис Казанский напомнил о том, что НХЛ из деловых соображений отвергла притязания хоккейных федераций Канады и США, просивших отпустить игроков на Олимпиаду, а КХЛ сделала огромное окно в календаре, чтобы сборная спокойно подготовилась к Играм. Вопрос был очевиден. “А как же прибыль?” Ответ прозвучал патриотично, с привычной ухмылкой по поводу проблем календаря КХЛ.
“Вопрос календаря – наш любимый. Каждый год с огромным трудом собираем этот паззл. Интересы сборной, интересы клубов, болельщиков, телевидения. Но интересы сборной не обсуждаются. Они в приоритете. В том году в календаре была пауза под Олимпиаду, в этом году другой календарь. Думаю, в этом сезоне у нас интересный календарь и чемпионат интересный”, – заявил Краснов.
Вопрос о деньгах от телевидения даже привел вице-президента КХЛ в некоторое раздражение. Полагаю, не в адрес модератора, а в адрес судьбы.
“У нас, как нигде в мире, много бесплатного контента на ТВ. В шведской лиге чуть не 70 миллионов евро годовой доход от продажи прав на трансляции. А можем ли мы позволить себе продавать КХЛ-ТВ по 100 долларов в месяц? Вот мы и строим модели, при которых в будущем доходы от телевидения составят максимум 25% бюджета. Если бы могли по 100 долларов продавать наш канал, мы бы еще две лиги содержали”, – сделал грустный вывод Краснов.
Этика и психология спортивной жизни
Еще были вопросы и споры касательно финансовой прозрачности. Кущенко рассказал как в Единую лигу ВТБ обращался грузинский клуб, но не выполнил гарантий, и возникли проблемы. В итоге Лига ввела жесточайший финансовый регламент, и сейчас уже совсем на других основаниях рассматривает заявку польского клуба.
Краснов описал процедуру аудита клубов КХЛ. Затея продлится два с половиной года, пока она только началась. Проверены “Спартак” и СКА, уже получена, но еще не обработана документация по “Йокериту”, вот-вот начнется аудит “Ак Барса” и “Трактора”.
“Цель в том, чтобы вывести в итоге некую среднюю величину, к которой можно будет впоследствии привести бюджеты всех клубов. Это даст экономию 12 миллиардов рублей в год. Учитывая, что большинство клубов так или иначе финансируются государством, это важно”, – сказал Краснов.
Но и о другой прозрачности шла речь. Увы. О совершенно прозрачной истории, происшедшей с Александром Кокориным, Павлом Мамаевым, их друзьями и избитыми ими гражданами. Вице-президент КХЛ говорил об этом довольно мрачно.
“Мы формируем ролевые модели, растим звезд, стараемся создавать положительных героев. А тут такое. К сожалению, эта история забудется не скоро. И это плохо. У нас в КХЛ есть и положение об этике, и соответствующие пункты в регламенте. Но я не хочу говорить о том, что бы предприняла КХЛ в подобной ситуации. Я предпочту думать о профилактике. Полагаю, этим должны заниматься психологи и, конечно, пиар-технологи. Например, звезды кино знают, как, где и что можно говорить и делать. А футболисты этого не знают”, – сказал Краснов.
А Кущенко рассказал о любопытной практике, которую он наблюдал лично.
“В баскетбольных школах Европы – в Испании, Греции, Литве – проходят уроки по этике. И еще психологи с ними работают. Ребенок знает, как и что ему делать, если он вдруг станет Сабонисом. Моральное воспитание. Этим-то, Кокорину с Мамаевым, к психологу обращаться поздновато, а молодым не помешает”, – сделал вывод президент Единой лиги ВТБ.
Между прочим, спортивные психологи в России есть. Как минимум один, вернее, одна. Ее зовут Елизавета Кожевникова, в прошлом выдающаяся фристайлистка, двукратный олимпийский призер. Но это уже другая история. Есть и примеры прибыльных спортивных предприятий, тоже немногочисленных. Но они есть, и это тоже другая история. Собственно, для того и нужен форум, чтобы эти самые другие истории начинались. И заканчивались, как выразился Лукин, по-хорошему скучно. То есть с пользой для спортивного сообщества страны, названной на форуме спортивной державой.
Источник: РИА Новости.