Просмотры987Комментарии0

Екатерина Туринцева: Входите в беременность здоровыми

U- mama: Сложнее ли стало сейчас работать в плане инфекций?

Е. Т. : Нет, не сложнее. Просто инфекции стали другими. Части инфекций не стало – кори, краснухи, паротита, то есть прививаемых инфекций. Стало меньше кишечных инфекций – сальмонеллезов, дизентерии, эшерихиозов. Но увеличилось число детей с дисбактериозами. На первый план среди инфекций выходят кишечные инфекции, вызванные грамм-отрицательными палочками, это так называемые клебсиеллы. Эти кишечные инфекции у части детей протекают в легкой, но затяжной форме: они не требуют госпитализации, но вызывают много проблем у малышей.

 

U- mama: Каких проблем?

Е. Т. : Ребенок плохо прибавляет в весе, растет с постоянными болями в животе, формирует при нелечении практически в ста процентах гастропатологию. Проблемы у ребенка, который сформировал гастропатологию, никуда не уйдут, они спрячутся на какое-то время, но все равно вылезут в три, пять лет, а к школе – обязательно.

U- mama: Как они могут проявиться к школе?

Е. Т. : В формировании гастритов, хронических энтероколитов, и при большой нагрузке в школе ребенок будет жаловаться на повышенную утомляемость, плохой аппетит, он будет бледным, у него будет болеть живот.

U- mama: Сложнее ли стало лечить? И что лечат – результат анализа или проблему?

Е. Т. : [задумывается] Наверное, лечить стало сложнее. Я выпускник очень сильной кафедры, и ее руководитель, мой научный консультант по работе, профессор Виталий Васильевич Фомин, и старая школа инфекционистов все же настраивались на то, что лечить нужно больного ребенка. Другое дело, что конкретный ребенок может недомогать, но проявления этого могут быть минимальными, не всякая мама может сформулировать эти микросимптомы. Но если мама очень внимательная и вдумчивая, она замечает, что ребенок более беспокойно сосет, чаще бросает грудь, срыгивает после каждого кормления, в то время как раньше это был редкий случай, кричит, перестал прибавлять в весе, у него появилось вздутие живота. Это состояние, которое все-таки требует лечения. Это легкая форма, но она все равно приводит к проблемам.

U- mama: Малыш начинает жизнь «с чистого листа»?

Е. Т. : Это зависит от того, каково состояние здоровья мамы. В норме ребенок должен родиться со стерильным кишечником и кожей. И первый вдох – это заселение ребенка полезными микробами. Именно поэтому сейчас во всех роддомах ребенка сразу же прикладывают к груди, кладут маме на живот, чтобы ребенок с первым вдохом получил мамину флору и мамино молоко.

U- mama: Это гарантия того, что ребенок не получит инфекции?

Е. Т. : Нет, конечно, это не гарантия. Если ребенок пережил тяжелые роды, то мамина флора не приживается. Все-таки все очень зависит от состояния здоровья мамы. В случаях, когда женщина имеет проблемы с почками (допустим, почечная патология) или хронический энтероколит (когда сама мама – носитель этой инфекции), ребенок получает мамину флору, которая для него уже агрессивна. Часть женщин носят внутриматочную инфекцию, причем она не всегда определяется, поскольку находится в глубине матки, а анализы, даже посевы, берут с закрытой шейки матки. Я не говорю о половых инфекциях, я говорю о бактериальных инфекциях, которые носит в себе женщина. При аднекситах, других воспалительных заболеваниях женских половых органов очень высок риск, что у ребенка будут проблемы. Это мы говорим о бактериях. А вирусную инфекцию ребенок, безусловно, получает внутриутробно от мамы.

U- mama: Чем чреваты вирусы – ЦМВ, герпес и другие – для маленького ребенка?

Е. Т. : В 1-2% случаев мы имеем неблагоприятное течение, когда эти вирусы так повреждают развивающийся организм, что беременность завершается выкидышем или мертворождением. Но чаще мы видим не тяжелые формы инфекций, а носительство вирусной инфекции. В этом случае вирус передается от мамы к ребенку и угнетает иммунную систему ребенка, усиливает неврологические проблемы, так как вирус раздражает нервную систему (допустим, усиливает проявление внутричерепной гипертензии). Считается, что если вирус находится в кишечнике, то он вызывает проблемы и на коже – склонность к диатезу.

Е. Т. : Так как это носительство, то, как правило, к трем годам вирус уже не представляет опасности для малыша. Но вот малыш пошел в детский сад. Там у него наступает период адаптации. В период адаптации к садику считается, что малыш должен переболеть до 3-5 раз, и это нормально. Но болезнь может вызвать активацию вируса, который до этого дремал. Очень часто бывает следующая ситуация: на первом году жизни вирус никак не беспокоит ребенка, его не лечат. Потом ребенок идет в садик и начинает болеть. И родители идут к инфекционисту, где мы возвращаемся к внутриутробной инфекции, потому что произошла активация вируса.

U- mama: Сложно ли лечение вирусных инфекций?

Е. Т. : Есть два подхода. Первый механизм – это укрепление иммунитета. Второй подход, когда идет достаточно большая активность вируса, — подавить эту активность, назначить серьезные противовирусные препараты.

U- mama: Вы сторонница первого или второго подхода?

Е. Т. : Я сторонница индивидуального подхода – в зависимости от того, каковы проблемы и анализы у ребенка.

U- mama: Можно ли обезопасить себя и своего будущего ребенка от бактерий и вирусов до беременности? Сдать анализы?

Е. Т. : Конечно, хорошо обследоваться, но это не гарантия, что вы не носите бактериальную инфекцию или не являетесь скрытым носителем вируса.

U- mama: Неужели все так печально, и обезопасить себя нельзя?

Е. Т. : Обезопасить себя можно вот с какой точки зрения. Убедиться, что вы соматически здоровы, что ваша иммунная система не даст активироваться вирусу. Иными словами, хорошо войти в беременность не столько «простерилизованной» от вирусов и бактерий, сколько просто физически здоровой. Обязательно просанировать все очаги инфекции – не только в урогенитальном тракте. Привести в порядок свой кишечник, если есть проблемы с почками – пролечить почки. Обязательно пролечить аденоиды и носоглотку. Допустим, на миндалинах «сидит» стафилококк, а во время беременности, когда сердце, печень, почки мамы работает за двоих, пойдет нагрузка, пойдет активация стафилококковой инфекции, и в этот момент может активироваться вирус. Пролечить носоглотку и – обязательно! – зубы. То есть войти в беременность здоровой. Насколько это возможно.

U- mama: Допустим, мама вошла в беременность здоровой и не передала ребенку агрессивных бактерий и вирусов. Как уберечь ребенка от опасности внутрибольничных инфекций? Бытует мнение, что из роддома большинство детей приезжает с заведомым дисбактериозом, вызванным внутрибольничными инфекциями.

Е. Т. : Это не внутрибольничные инфекции. При здоровой матери и нормальных родах такого не может быть. Конечно, бывают периоды эпиднеблагополучия. Но носителем всех этих палочек является и сама женщина, и люди, которые окружают эту женщину. Если все нормально, для ребенка это не должно сыграть никакой роли. Он должен заселяться полезными микробами с каплями молозива. Почему этого не происходит? Какое-то неблагоприятное течение родов, травматичные, тяжелые роды – например, у ребенка после родов было не совсем хорошее дыхание, ему санировали рот. Если он не вдохнул – он уже вдыхает другой воздух, не тот, который на маминой коже. Это проблема не внутрибольничной инфекции, это проблема неблагоприятного периода адаптации самого ребенка. Что-то у него идет неблагополучно, и он не формирует у себя благоприятную флору. Есть очень четкие этапы заселения кишечника, они расписаны по часам, кишечник заселяется в течение первых семи дней жизни. Почему сбиваются эти этапы – на то есть тысячи причин. Почему у кого-то факторы риска реализуются, а у кого-то нет – это конкретный случай конкретного ребенка, конкретной матери и конкретных родов.

U- mama: Возьмем тот случай, когда благоприятная флора по каким-то причинам не сформировалась. У малыша развился дисбактериоз. Что мы лечим – симптомы или результаты анализов?

Е. Т. : Есть понятие профилактики и лечения. Например, после лечения энтероколита я назначаю профилактику обострения. Это не лечение. Мы пролечились, и с целью профилактики я рекомендую через 1-2 месяца пропить биопрепараты. Очень щадящие – просто поддержать кишечник. Сделать это в период введения прикорма, расширения его объемов – тоже подстраховаться биопрепаратами. А лечение – это когда мы активно назначаем серьезные препараты (бактериофаги и подобное).

U- mama: Как определить, чувствителен ли конкретный микроб к назначенному бактериофагу? Часто ли вы встречаетесь со случаями, когда бактериофаги не работают?

Е. Т. : Довольно часто. Сейчас часто встречаются клебсиеллы, которые нечувствительны ко многим бактериофагам. Допустим, в анализе определили вид клебсиеллы (этих видов много). Есть поливалентный бактериофаг, который действует на всех них. А есть бактериофаги, которые действуют только на определенный вид клебсиелл. Но мы имеем дело с живыми препаратами. И чувствительность различных бактериофагов к вашему микробу может быть различна. Микроб может быть чувствителен, а может быть и не чувствителен. Здесь есть два варианта. Первый – принести бактериофаг в лабораторию и проверить, действует он или нет. Это трудоемко и дорогостояще. Есть второй путь узнать, подействовал он или нет. Вы пропили препарат, он не подействовал, значит, чувствительности к этому препарату нет. В условиях массовой поликлиники мы просто получаем результат, что этот препарат мы пропили безрезультатно, и меняем его. Конечно, можно отправлять всех родителей в баклаборатории проверять чувствительность. Но как врач, через руки которого проходит поток пациентов, я считаю, что даже если вы определите чувствительность (то есть на ваш микроб, выделенный в пробирку, подействовал бактериофаг из пробирки), это не гарантирует, что препарат в действительности сработает у ребенка.

U- mama: А бактериофаг действует прицельно на микроб, или он параллельно «выкашивает» всю полезную микрофлору?

Е. Т. : Нет, такого происходить не должно. Бактериофаг рассчитан на конкретную палочку. По поводу бактериофагов я считаю, что, поскольку это живой препарат, все его переносят очень индивидуально. Надо говорить о том, что если чувствительность хорошая, и пойдет массивное разрушение бактерий, то это может усилить боли в животе, крики, ухудшение кожного процесса. Очень осторожно надо назначать эти препараты детям первого полугодия жизни. Но сейчас родители в основном очень грамотные и понимают, что к живому препарату нужно относиться настороженно. Как правило, на уровне консультаций доктора их предупреждают о последствиях. Поэтому с проблемами дисбактериоза я бы все-таки советовала ходить именно на консультативный прием, где у врача есть больше времени для общения с родителями.

U- mama: Что эффективней: разрушать вредные бактерии или вытеснять их полезными? Возможно ли действовать только вытеснением, без применения тяжелой артиллерии в виде бактериофагов?

Е. Т. : Все индивидуально. Если ваш ребенок ведет себя хорошо, развивается соответственно возрасту, то здесь наиболее приемлема щадящая тактика заселения полезными микробами и вытеснение вредных.

U- mama: Насколько успешно идет это заселение? Как они приживаются?

Е. Т. : Приживаются плохо. Но в принципе, любой препарат рассчитан на то, что половина, а то и больше, полезных микробов уйдет.

U- mama: Как вы относитесь к различным альтернативным методам диагностики и лечения, в частности, к биорезонансной методике?

Е. Т. : Никак не отношусь. Честно говоря, я не верю в это. Я верю в то, человеческий организм исходно запрограммирован на сохранность иммунитета, на очищение. И я больше верю, что в случаях так называемого «успеха» этих методов на самом деле срабатывает естественное течение процесса, саморегуляция.

Источник: http://young-mother.ru

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное