Глава Минэнерго РФ допустил нефтяной кризис после 2020 года
В среднесрочной и долгосрочной перспективе сокращение инвестиций в мировую нефтяную отрасль из-за низких цен может привести к заморозке важных проектов. Это, в свою очередь, ставит под угрозу стабильное снабжение нефтью потребителей после 2020 года.
Такое мнение министр энергетики РФ Александр Новак выразил в интервью изданию Die Welt. По его подсчетам, объем инвестиций только в 2016 году может упасть на 15-40 процентов.
“Следовательно, инвестиции тридцати крупнейших предприятий в 2016 году сократятся на 200 миллиардов долларов больше, чем ожидалось в докризисный период. Параллельно мы видим удорожание кредитов для производителей нефти в США, что осложняет доступ к финансовым ресурсам”, – пояснил Александр Новак (цитата по сообщению Минэнерго – прим. “РГ”).
Министр согласился с расчетами Международного энергетического агентства (МЭА) о том, что стоимость барреля нефти в ближайшее время не стабилизируется. Он напомнил, что многие аналитики еще в 2014 году, когда цена только начала падать, ожидали, что низкие котировки довольно быстро изымут с рынка излишек производства, однако этого не случилось. “Мы видим, что предшествующая высокая цена в 100 долларов за баррель в самом деле была крайне завышенной, а также что производители нефти выдерживают падение цен и продолжают добывать, – заметил министр. – Спрос и предложение росли пропорционально, и разрыв между ними не становился меньше. Поэтому теперь все они (производители и аналитики. – прим. ред.) вносят изменения в свои прогнозы об окончании этого цикла”.
В начале февраля МЭА опубликовало доклад, в котором ухудшило прогноз мирового спроса на нефть в 2016 году. По оценкам аналитиков агентства, в январе мировые поставки черного золота составили 96,5 миллиона баррелей, но в течение года спрос будет на порядок ниже – 95,6 миллиона баррелей. Таким образом, разрыв составит 900 тысяч баррелей. Сейчас разрыв выше – по разным оценкам, он варьируется в диапазоне 1,5-2,5 миллиона баррелей.
Кроме того, Александр Новак все еще придерживается позиции, что искусственное сокращение уровня добычи нефти основными мировыми производителями не решило бы проблему низких цен, а лишь искусственно, на короткое время, приподняло их. “Выросшая цена, в свою очередь, привела бы к вливанию спекулятивного капитала в капиталоемкие проекты, как, например, производство сланцевого масла, что повлекло бы за собой рост предложения на рынке и падение цен. Решающим фактором станет такая цена на нефть, при которой добыча сланцевой нефти окажется нерентабельной”, – заключил министр.
Изначально именно на снижении уровня нефтедобычи настаивала Венесуэла, сообщил ранее постпред РФ при международных организациях в Вене Владимир Воронков. Он объяснял это тем, что власти республики столкнулись с катастрофическими последствиями низких цен, и для них такая постановка вопроса была ближе. Россия, по словам Александра Новака, рассматривала разные варианты, в том числе ничего не делать, однако сошлась во мнении с другими странами, что целесообразно заморозить добычу.
Об этом 16 февраля в Дохе на министерском уровне договорились РФ, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар. Речь шла о заморозке производства на уровне 11 января на период всего года. Позже прошли переговоры с Ираном и Ираком, которые пока не приняли аналогичное решение – консультации планируется продолжить. По условиям, озвученным российской стороной, заморозка возможна только в случае поддержки инициативы другими крупными добытчиками черного золота. По оценкам Александра Новака, эти действия позволят сократить перепроизводство сырья на мировом рынке на 1,3 миллиона баррелей в сутки.
К 11 января Россия успела нарастить добычу на 1,9 процента, и есть вероятность, что такой прирост сохранится до конца года, допускал замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Таким образом, увеличение добычи по итогам года не конфликтует с предварительными договоренностями РФ и ряда стран ОПЕК.
Ссылка на первоисточник.