Корреспондент «Молодёжки» попал в автозак
24 мая исполнилось 25 лет со дня образования отдела по конвоированию УФСИН России по Ульяновской области. Журналистам рассказали о работе отдела, провели экскурсию и продемонстрировали специальные автомобили.
Мероприятие началось с награждения. Начальник отдела по конвоированию регионального УФСИН Виктор Мосин вручил отличившимся сотрудникам юбилейные медали «145-летие УИС» (уголовно-исполнительной системы). На мероприятии присутствовал Алексей Читнев, ветеран УФСИН России по Ульяновской области.
— Конвойные подразделения имеют давнюю историю. Однако только в 1999 году начался их отсчёт как самостоятельных учреждений в составе ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний), — комментирует Виктор Мосин. — Основная задача — это конвоирование спецконтингента (осуждённых, обвиняемых, подозреваемых) в специальном транспорте в места лишения свободы, а также оказание помощи плановым железнодорожным караулам, которые прибывают из других регионов. В региональном управлении никто не имеет права заниматься спецперевозками. Это сложная и крайне ответственная служба.
Строили отдел
Когда отдел начинал формироваться, на работу устроился Алексей Читнев. Позже он стал руководителем отдела по конвоированию, потом — заместителем начальника регионального УФСИН. Сейчас ветеран, офицер в запасе.
— Мы строили отдел, иной раз в прямом смысле слова. Приходилось брать в руки мастерок и лопату. Раньше негде было даже погреться, и сотрудники в тулупах и сапогах ходили и ждали следующего этапа. Мы построили казарму. Коллектив был сплочённый. Раньше мы не знали, каким будет этап, сколько осуждённых привезли, сколько техники необходимо. Сейчас это знают и планируют количество транспорта. Машины теперь тёплые, а раньше в 30-градусный мороз едешь, и в автомобиле открыты окна, так как печка сломалась, — вспоминает Алексей Читнев.
Без побегов
В регионе за 25 лет не было ни одного случая попытки побега и нападения на состав караула.
— Было несколько случаев, когда осуждённые отказывались выполнять законные требования сотрудников, например, при обыске. К таким осуждённым применяются физическая сила и специальные средства в рамках закона. Были случаи, когда во время обыска обнаруживались запрещённые предметы. Такие предметы изымаются. Спецконтингент потом несёт дисциплинарную ответственность. В последнее время запрещённых предметов стали меньше пытаться провозить. Также осуждённые обязаны следовать по установленному маршруту, выполняя все законные требования, — поясняет Виктор Мосин.
Журналистам показали коллекцию запрещённых предметов, которые изымали у осуждённых. Это средства сотовой связи, все комплектующие к ним, колюще-режущие и металлические предметы, драгоценности, деньги, бутылки из-под алкогольных напитков, игральные карты, пистолет и даже самодельная заточка, которую осуждённый сделал из чайной ложки. Предметы можно увидеть в учебном классе.
Автозак
Показали журналистам и специальный транспорт. Работает Управление по конвоированию, у них есть железнодорожный, автомобильный и даже авиационный транспорт. Они осуществляют перевозки между регионами, между учреждениями разных управлений. У нас региональное отделение, где имеются только специальные автомобили — автозаки. За последние годы техника усовершенствовалась.
— Сейчас у нас автомобиль, полностью оснащённый всеми системами жизнеобеспечения и техническими средствами охраны. Есть техника для разного количества спецконтингента. Самый минимальный — от шести человек, максимальный — до 32. Чаще мы перевозим осуждённых на автомобилях вместимостью 15 человек, — добавляет начальник.
В среднем один автомобиль сопровождает от четырёх до одиннадцати человек личного состава. Вся техника оборудована системой контроля транспортных средств. Оперативный дежурный в режиме реального времени на мониторе компьютера видит, где тот или иной транспорт.
«Одиночка»
Журналистам продемонстрировали автозак «Газон Некст» на 15 мест. Там камеры на пять человек и индивидуальные.
— Есть регламент, в каких камерах кто должен ехать. Например, осуждённые общего режима не могут ехать с теми, у кого особый режим. Женщину нельзя перевозить с мужчинами, несовершеннолетнего — со взрослыми. Больные туберкулёзом или другими социально значимыми заболеваниями и склонные к суициду перевозятся отдельно, — рассказывает Сергей Беликов, заместитель начальника. — Если же осуждённый заявляет о конфликте с другим обвиняемым, то его будут этапировать отдельно.
Все камеры закрываются на ключи, которые находятся у начальника караула. На любое несанкционированное открытие камеры срабатывает сигнализация.
В автозаке возможно размещение биотуалета. Однако в соответствии с законом при перевозке длительностью менее двух часов он в автозаке не устанавливается. Внутри всегда поддерживается температура плюс 23 градуса. Техника ежедневно обрабатывается антисептическими средствами.
Собаки на службе
В автозаке находится кинолог с собакой. Пёс необходим для задержания спецконтингента, если тот захочет совершить побег в местах, где опасно применять огнестрельное оружие. Александр Копьев, старший инструктор кинологической группы, продемонстрировал вольеры временного содержания.
У каждой собаки своя комната с выгулом. Есть необходимые предметы для ухода за животным и площадка для тренировок.
— Собаки могут быть личные, когда человек сам покупает питомца, а потом он зачисляется на службу, либо государственные, когда щенки поступают из питомника при исправительной колонии № 3. Здесь они находятся в течение дня, а вечером и на выходные кинологи забирают их домой. Наш день начинается с обхода территории, осмотра собак. В течение дня убираем вольеры, кормим псов. В среднем два-три раза в неделю проходят тренировки, — говорит Александр Копьев.
Обучение начинается ещё щенками с полугода. Их обучают общему курсу дрессировки, после 11 месяцев начинается специальный курс: обыск транспорта, предметов, защита караульной службы, задержание беглого преступника. За 1,5 года четвероногий помощник обучается необходимым навыкам.
«Задержание»
Журналистам продемонстрировала своё умение Вега. Ей семь лет. Специально сымитировали задержание сбежавшего преступника. Как только он побежал, собаке тут же дали команду, и она рванула за ним. В считанные секунды «сбежавший» был остановлен.
Два раза в год собаки сдают экзамен для допуска к несению службы. На службе собаки находятся до восьми лет. Комиссия может продлить срок до 10 лет. После животное списывается и уходит доживать свой век в доме кинолога.
На вокзале
После этого журналисты отправились с сотрудниками УИС на железнодорожный вокзал, где смогли увидеть реальную транспортировку спецконтингента с поезда. Пожалуй, больше всего поразил переход осуждённых из вагона поезда в автомобиль. Автозак подгоняется прямо к выходу из вагона, и осуждённые из поезда сразу же заходят в автомобиль. Ответственность, внимательность и напряжённость в этот момент находятся на пике, ведь спецконтингент в этот момент без наручников.
*Благодарим сотрудников УФСИН за организацию пресс-тура. Текст целиком читайте на портале misanec.ru.
Наталья КОРОЛЕВА.