Звуковая реклама или как в Ульяновске спамят децибелами
Главные улицы Ульяновска – улицы Гончарова и Московское шоссе, Ульяновский проспект – плохи по нескольким причинам. На ней много безвкусной рекламы и однотипных вывесок, зданиям здесь не уделяют должного внимания, но главное — там очень много раздражающей звуковой рекламы. Каждый день, каждую минуту динамики прокручивают одни и те же звуковые тексты, которые рекламируют доставки еды, магазины шуб, микрофинансовые организации и предстоящие мероприятия. Находиться посреди этого «звукового ада» очень и очень неприятно.
«Восемь-восемьсот… три пять-три пять». Уверены, каждый третий или даже второй читатель, увидев эти строки, сможет пропеть полный текст данной звуковой рекламы. Много лет подряд проигрываясь на улицах Ульяновска, эта песня, без преувеличения, осталась в памяти целого поколения. В городе навязчивая и громкая звуковая реклама появилась давно. Однако в последнее время она стала настолько надоедливой и шумной, что горожане все чаще начали обращать внимание на негативное влияние такого вида маркетинга.
А что говорит закон? Может быть, в Ульяновске грубо нарушают законы, а мы и не подозревали? На самом деле, нет. Закон «О рекламе» говорит лишь о «распространении звуковой рекламы при помощи транспортных средств», которое запрещено. Это значит, что устанавливать громкоговорители на машину и рекламировать что-либо нельзя, а водрузить на здание динамик – можно. Удивительно? Без сомнения.
Госдума несколько раз пыталась ввести в закон понятие звуковой рекламы и как-нибудь ограничить это явление. Например, в далеком 2013 году депутаты уже предлагали дополнить закон о рекламе соответствующими статьями: ввести понятие звуковой рекламы, наложить ответственность за ее распространение на владельцев оборудования и ограничить звуковую рекламу в ночное время, на территории жилых зон, поблизости от детских и образовательных учреждений. Однако законопроект получил отрицательный отзыв профильного комитета, который решил, что эта сфера и так регулируется законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором определены допустимые уровни шума. Законопроект был отозван.
Уровень шума любого звука измеряется в децибелах. В настоящее время законодательством РФ на городских улицах составляет 65-85 децибел, причем наиболее характерными являются уровни 70-75 (при норме менее 70). Эти предельно допустимые нормы не должны ни в коем случае превышаться, так как воздействие повышенных шумов негативно сказывается на здоровье человека. В частности, страдает нервная система, возникают головные боли.
А кто будет бороться?
Пока многие жители только недовольно морщатся при звуках громкой рекламы, Виктор Жиляев – студент одного из вузов города, решил действовать дерзко и основал с товарищами некоммерческий проект STOP AUDIO SPAM против аудиорекламы в Ульяновске.
– Мы с ребятами думали, какая социальная проблема нас волнует больше всего. И такой проблемой для многих из нас оказалась проблема звукового спама. Так наш проект и родился. Реализацию мы начали в феврале 2019 года. За это время мы провели социологической опрос, который показал, что реклама и ее захламление действительно волнуют 90% населения Ульяновска. Поэтому мы начали большую работу с партнерами, позже к нам присоединилось огромное количество людей, поддерживающих нас и готовых нам помочь.
Результатом проекта Виктора должен стать полный запрет аудиорекламы, а после его завершения они собираются отслеживать правонарушения. Основатели SAS проводят пикеты на улице Карла Маркса с целью привлечения внимания, ведут профиль в Инстаграм и организовывают городские встречи с обсуждением проблемы.
Виктор выделяет несколько негативных аспекта аудиорекламы:
– она негативно влияет на людей, особенно на пожилых и детей. Человек проходя по улице, часто вздрагивает от резкого звука.
– это неэффективно с точки зрения маркетинга. По подсчетам SAS, такая реклама поднимает лишь 12% с продаж.
– звуковая реклама нарушает все уровни и пределы допустимого значения шума.
– город превращается в базар. На фоне подобных действий меркнет вся его историческая значимость.
Ребята в начале июля начинают акцию по сбору подписей против звуковой рекламы, а уже в начале августа они сдадут полный пакет документов в Городскую Думу.
Ну что же, пожелаем удачи Виктору и проекту STOP AUDIO SPAM. А вам, дорогие читатели, предлагаем высказаться в комментариях по поводу этой проблемы. Мешает ли вам аудиореклама на улицах города? Пишите свое мнение.
Фото: rwr.ru