От запасного варианта до хозяев рынка

За последние три года китайские марки автомобилей прошли в России путь от «временной замены» ушедших брендов до фактических хозяев рынка. Но как проявили себя автомобили из Поднебесной? Довольны ли водители?
Надёжность
Вопрос надёжности – первый, который возник у многих россиян при массовом наплыве машин из КНР. Многие владельцы отмечают, что новые модели из Китая приятно удивляют экономичностью и управляемостью, а серьёзные поломки за этот срок возникают редко.
Вместо этого наиболее часто за первые годы эксплуатации владельцы сталкиваются с мелкими неисправностями электроники и мультимедийных систем, а также с ускоренным износом некоторых деталей подвески и тормозов. Подобные проблемы не носят критического характера и во многом решаются по гарантии.
— Машина эксплуатируется достаточно интенсивно — пробег полгода перевалил за 20 000 км, — рассказал владелец китайского автомобиля Максим Иванушкин, который приобрел его за 2,4 миллиона рублей. *— Но уже приходилось пользоваться услугами эвакуатора — появились проблемы с трансмиссией. Ремонт проводил дилер по гарантии бесплатно. Вскоре после ремонта начались стуки в передней подвеске: заменили по гарантии. Но после этого появилась какая-то неприятная неуверенность в автомобиле.*
Надёжность в долгосрочной перспективе пока оценивается осторожно. Отзывы механиков противоречивы: есть примеры, когда китайские авто пробежали 50–100 тысяч километров по российским дорогам и готовы проехать столько же без серьёзных поломок, но есть и случаи ускоренного появления ржавчины и неожиданных отказов у отдельных моделей.
Доступность
За прошлый год цены на новые китайские автомобили существенно выросли, отчасти из-за увеличения издержек (логистика, курсы валют), а во многом – из-за повышения утилизационного сбора и налогов.
Стремясь опередить этот рост налогов, импортеры завезли в конце 2024 года огромный объём машин, и в начале 2025-го на складах дилеров скопилось около 250 тысяч непроданных китайских автомобилей. В результате уже к весне 2025 года дилеры были вынуждены предлагать скидки.
Таким образом, бурный рост цен, наблюдавшийся в 2022–2024 годах, сменился относительной стабилизацией и даже коррекцией вниз к 2025 году. И благодаря широкой линейке предложений (только в 2024 году в России завезено 100 новых моделей) покупатель всё ещё может найти «свой» вариант: от 1 до 7 млн руб.
Цена обслуживания
Практика последних лет показывает, что стоимость владения китайским автомобилем остаётся на приемлемом уровне. Впрочем, некоторые проблемы с сервисом всё же проявляются. Во-первых, российские автолюбители критикуют затраты времени: иногда на заказ отдельных запчастей приходится долго ждать, особенно если речь о редкой модели или машине, ввезённой неофициально.
— Большинство деталей дешевые или вообще бесплатные (если по гарантии), — рассказывает Алексей Бобков, водитель такси на китайском автомобиле. — Но есть большая проблема — иногда нужные детали ждешь по 1–2 месяца. А когда работа зависит от автомобиля, это очень сильно бьет по карману.
Быстрое обновление модельного ряда у китайских брендов сыграло двойственную роль. С одной стороны, покупатель постоянно получает самые свежие версии авто, с другой — стремительная смена поколений усложняет обслуживание устаревших моделей. Эксперты отмечают, что в Китае исторически не было сильной культуры содержания подержанных машин, поэтому производители до недавнего времени уделяли мало внимания поддержке старых моделей.
Перепродажа
Как показывают последние годы, перепродать китайский автомобиль вполне реально, хотя картина имеет нюансы. С одной стороны, суммарная доля подержанных машин китайского производства пока невелика — оценочно всего 3–4% от общего объёма рынка старых авто. Для сравнения, одна только японская «Тойота» занимает на вторичке большую долю, чем все китайские бренды вместе взятые. С другой стороны, объём сделок с подержанными «китайцами» стремительно растёт вслед за парком этих авто. Так, за последний год рынок подержанных автомобилей из КНР вырос примерно вдвое, а спрос на них, по некоторым данным, увеличился более чем на 20%.
Если автомобиль в хорошем состоянии и выставлен по рыночной цене, покупатель на него найдётся. И каких-то исключительных трудностей с реализацией именно китайских машин сейчас нет: правило «любой товар рано или поздно найдет своего покупателя» действует и тут.
Не привыкли
Все же продавцы отмечают, что основной покупатель еще не привык к китайским автомобилям. Зачастую покупателями становятся те, кто не боится потерять деньги, если что-то пойдет не так. Те, у кого, если с автомобилем что-то пойдет не так, сможет без особого удара по семейному бюджету приобрести другой автомобиль.
— Те, кто долго копит на автомобиль, со средней зарплатой, или те, кто зарабатывает достаточно, чтобы позволить себе нового «китайца», но берут автомобиль на долгие года, все же предпочитают покупать новые автомобили из салона, или поддержанные европейские, корейские и японские иномарки, которые хорошо зарекомендовали. Есть даже те, кто готов переплатить лишний миллион, но купят нового «европейца», даже если он по всем характеристикам хуже «китайца». Все-таки недоверие к китайскому автопрому сохраняется. Нужно еще лет 10, чтобы мысль «китайское — значит плохое» окончательно ушла, — считает Константин Алексеев, старший менеджер автосалона «РИК-АВТО».
Олег СТАРОДУБЦЕВ.



